Тамплиеры – разгадка феноменального возвышения Москвы

Время прочтения: 4 минут(ы)

Тамплиеры (ордена бедных рыцарей Христа) как действующая сила в истории формирования Москвы.

В 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил своего союзника князя Святослава Ольговича Черниговского в местечко под названием Москва. Оба князя собирались идти войной на Киев, но прежде решили поговорить о совместных делах и попировать.

Тамплиеры – разгадка феноменального возвышения Москвы

Юрий Долгорукий

И Юрий Долгорукий, и его союзник прибыли в Москву во главе своих войск, которые необходимо было где-то размещать, кормить. Да и попировать, следуя примеру своих вождей, дружинники тоже были не против. Для того, чтобы осуществить все это, Москва уже тогда должна была быть не просто заштатной деревушкой, а достаточно мощным укрепленным пунктом, способным разместить и накормить большое количество воинов. Таковым она и была – достаточно мощной крепостью, построенной и содержавшейся… тамплиерами, рыцарями Храма и Богородицы. И существование свое она начала задолго до 1147 года – по крайней мере, со времен победы в первом крестовом походе и образования и распространения по всей Европе ордена тамплиеров.

Тамплиеры – разгадка феноменального возвышения Москвы

Князь Даниил Александрович Московский

В 1262 году монгольский хан Ногай, один из чингисидов, идет походом на Константинополь, свергает с трона последнего императора Латинской Империи Балдуина V, а Михаила Палеолога возводит на Константинопольский престол. Затем он возвращается в Орду и там празднует свою свадьбу с дочерью императора Византии. На торжествах по этому поводу присутствуют: Александр Невский, митрополит всея Руси Кирилл, магистры Тевтонского и Ливонского духовно-рыцарских орденов и магистр ордена тамплиеров. После свадьбы все ее гости отправляются во Владимир на крестины только что родившегося четвертого сына Александра Невского Даниила — будущего князя Даниила Московского. Именно при этом князе, на крестинах которого присутствовал магистр ордена тамплиеров, Москва, наконец, станет княжеским городом.

Тамплиеры – разгадка феноменального возвышения Москвы

Князь Андрей Боголюбский

Однако вплоть до 1325 года, когда Иван Данилович Калита добьется, чтобы в Москву переехал митрополит всея Руси, Москва не будет числиться ни за каким епископством. Так было потому, что Москва была городом Богородицы. Такой статус Москве и ее окрестностям в 1155 году дал князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, когда возвращался из Киева с иконой Богородицы, написанной Евангелистом Лукой на доске стола, за которым Иисус Христос сидел во время Тайной Вечери. Андрей Боголюбский заночевал в Москве, и во сне к нему явилась Богородица с младенцем Иисусом и велела отдать ей этот город. Что святой князь, который одним из первых начал собирать Русь под единое княжеское начало и по духу был близок к тамплиерам, проснувшись, сразу же и исполнил, то есть отдал Москву самой Богородице. А значит, Москва находилась под защитой верных слуг Богородицы – в то время ими были только тамплиеры.

У Москвы есть немало своих загадок, и первая из них – каким образом Москва вдруг за два-три (c 1307 по 1325 гг.) десятка лет из достаточно захудалого городка превратилась сначала в резиденцию митрополита всея Руси, а затем еще через десяток лет стала великокняжеской столицей (1325 – 1340 гг).

Вспомним, что происходило в начале этого периода времени во Франции. В 1307 году по приказу французского короля Филиппа IV Красивого были арестованы все сколько-нибудь значимые члены ордена Храма (тамплиеры). Затем аресты распространились на всю Францию, а после нее – на всю Европу. Филипп VI вошел в сговор с Папой Климентом V, и уже от папского имени были посланы приказы об арестах во все католические государства. Итогом всего этого процесса стала ликвидация ордена тамплиеров в 1314 г., казнь либо пожизненное тюремное или монастырское заключение как для всего его руководства, так и для рядовых тамплиеров. Вся собственность ордена была конфискована, равно как и все денежные средства, которые еще оставались доступными. Но основных несметных богатств король Франции так и не обнаружил, хотя долго и упорно искал. Согласно некоторым источникам, тамплиерам все же удалось перед арестом вывезти свои богатства из Парижа и отплыть от берегов Франции на 18 кораблях в неизвестном, а по некоторым свидетельствам – в восточном направлении.

тамплиеры в москве

Куда же подевались эти богатства?

По летописным данным с 1307 по 1314 гг. в Москву приехало большое количество вооруженных людей «на коне в доспехе полном». Эти рыцари приезжали с трех направлений: из Орды, из Литвы и «от немец». Такое совпадение по времени с тем, что творилось в это время с цветом орденского рыцарства во Франции и по всей Европе, не случайно. Тамплиеры бежали в Москву разными путями — через опорные пункты ордена в Орде и в Литве. С этого момента началась история активного влияния Тамплиеров на Москву.

В начале этого периода произошло еще одно знаменательное событие, описанное в летописях: в 1307 году князь Юрий Данилович Московский (внук Александра Невского), находясь в Новгороде вместе с новгородским архиепископом и всеми людьми, встретил заморских калик (странников), прибывших на 18 набойных насадах – мореходных парусно-гребных кораблях со сплошной палубой. Напомним, что, согласно свидетельствам орденских летописцев, тамплиеры, увезшие орденскую казну из Франции в 1307 году, за несколько дней до начала королевских репрессий также отплыли на 18 судах. Далее летописцы сообщают, что калики привезли «несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные», чем поклонились князю Юрию, владыке и всем людям, попутно пожаловавшись встречавшим на «всю неправду князя галлов и папы».

Тамплиеры – разгадка феноменального возвышения Москвы

Юрий Данилович

Итак, след тамплиеров, покинувших Францию с сокровищами ордена, обнаруживается на Руси, причем сокровища вручаются московскому князю Юрию Даниловичу, брату будущего князя Москвы Ивана I Даниловича по прозванию Калита. Юрий Данилович был московским князем с 1303 по 1325 годы. После него московский престол занял его брат Иван Данилович и правил по 1341 год. За годы правления братьев Даниловичей Москва превратилась в княжество, разросшееся и покорившее своих соседей-соперников. Братья Юрий и Иван Даниловичи получили в свое распоряжение избыточные людские ресурсы, а также материальные и финансовые средства, надежно обеспечивающие успешность их наступательной деятельности, итоги которой по состоянию на 30 марта 1341 года (время смерти Ивана Калиты) составили 96 городов. Причем, как следует из описания правления князя Ивана, он накопил большие богатства, которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях.

Иван I Данилович Калита

Иван I Данилович Калита

Его внук Дмитрий I Иванович Донской писал в своей духовной грамоте, что его дед «купил Углич, Галич Мерский и Белоозеро». Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, вдоль рек Мста, Киржач и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми, распространяя таким образом свою власть. И, судя по всему, князьям Даниловичам в деле возвышения и укрепления Москвы помогали как раз те самые рыцари, которые начали прибывать на Русь после 1307 года.

Увидеть следы тамплиеров в Москве можно и сегодня. Вот стены Свято-Даниловского Монастыря Богородицы. На первом ярусе надвратной церкви красуются лепные розетки в форме гербов тамплиеров: белая квадратная рамка, четыре кольца срезают углы квадрата, в центре – восьмилепестковая роза. Сочетание цветов – белый и красный, два из четырех особо почитаемых у тамплиеров: красный – кровь, белый – невинность, желтый – мудрость, черный – тайна.

Ослябя и Пересвет

Ослябя и Пересвет

Александр Пересвет, герой сражения на Куликовом поле, был настоятелем Симоновского монастыря. Его боевой товарищ, герой той же битвы Родион Ослябя, был настоятелем монастыря Свято-Даниловского, украшенного символикой тамплиеров. Оба были монахами и воинами. Оба героя похоронены в приделе Симоновского монастыря церкви Богородицы (на территории завода «Динамо»). Симоновский монастырь стоит на другой стороне Москвы-реки. Если добраться до него и посмотреть на могильную плиту Пересвета и Осляби, можно, опять же, увидеть символику рыцарей-храмовников.

Следы Тамплиеров в Москве

Фрагменты наружной росписи

  1. Изразцовое убранство церкви Рождества Иоанна Предтечи, Углич, 1690 год.
  2. Керамическая розетка с фасада надвратной церкви Святых ворот Данилова монастыря, 1732 год, Москва.
  3. Фрагмент белокаменной резьбы с фасада Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 12 век.
  4. Крым, пещерный город Мангуп-Кале (Дорес). По предположению исследователей построен славянами, владевшими им до шестого века. Правый верхний угол ворот. Фрагмент резьбы.
    — Большая звезда в круге (справа вверху): сам круг – символ Рода, коло, вращение Вселенной; две наложенные друг на друга пятиконечные звезды – символы Ярилы;
    — В центре – восьмилепестковая звезда (цветок), знак Сварога (ипостась Рода).
    — Маленькая шестилепестковая звезда (цветок) в круге (снизу слева): сам круг – символ Рода, коло; шестилепестковая звезда – знак Перуна (сына Сварога), годовое коловращение.
  5. Керамический декоративный пояс фасада церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, Москва, 1510 год, восстановлена в конце 20 века.
  6. Фрагмент фресковой росписи в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом м-ре, Вологодчина. Дионисий. 1496 год.

Даниловский монастырь сохранился полностью. Симоновскому повезло меньше, но даже башни Московского кремля, Большой Герман Таллина, стены и башни Риги в сравнении с развалинами Симонова выглядят жидковато. Если посмотреть на сохранившиеся фрагменты наружной росписи главного храма монастыря Богородицкой церкви, можно увидеть, что она состоит из квадратов, составленных из четырех треугольников: белого, красного, желтого и черного. Остальное (восьмиконечные кресты, розы, квадраты, круги) – не доказательство, а только дополнительное подтверждение того, что преследуемые в католической Европе тамплиеры нашли убежище и новое плодотворное поле деятельности в православной Москве.

Тамплиеры Москвы

Тамплиеры стали катализатором в создании нового государства со столицей в Москве, скреплённого строгой структурой орденского подчинения и неразрывным союзом духовной и светской власти. Они дали огромные средства московским князьям, которые были использованы для объединения и развития страны с центром в Москве. Они дали не просто людские ресурсы, а отборных воинов-монахов, способных воевать, молиться, заниматься финансами и строить города и храмы. И в дальнейшем в ходе русской истории, деятельность тамплиеров и их потомков будет проявляться в самые ответственные моменты для судьбы Московии, а затем и Российской империи.

Обучение эзотерики онлайн

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ..