Главные Тотемы России и Москвы

Время прочтения: 5 минут(ы)

Тотем символизирует групповое сознание эгрегора того или оного животного вида. Наличие Тотема дает силу и возможности той стране, того города или поселения, символом которого он является. В тех местах, где сохранились в большей или меньшей степени шаманские традиции, тотем местности или поселения выбирают шаманы. Там, где этого нет, или традиции шаманского искусства утеряны, тотемы существуют все равно, но не имеет сильной связи с эгрегором данного народа\племени. В статье речь пойдет о главных Тотемах России и Москвы.

Главные Тотемы России и Москвы

Призыв тотемного животного в шаманской традиции

Например, традиция гербов городов, феодальных родов и поместий, стран – на которых изображены представители фауны – это все та же тотемическая традиция, сохранившаяся и пережившая тысячелетия гонений на так называемое язычество. Наверное, здесь во многих случаях не обходилось без вмешательства местных или придворных магов, колдунов или алхимиков, или даже монахов – поскольку под монашеским клобуком в средние века довольно часто скрывались все те же маги и чародеи, дабы не быть обнаруженными инквизицией.

Большой герб владений Филиппа II Испанского (1580-1598)

Большой герб владений Филиппа II Испанского (1580-1598)

Тотемы России

Когда говорят о самом «российском» животном, символизирующими русских и Россию, то прежде всего упоминают медведя. Действительно, образ медведя глубоко укоренился в фольклоре народов России, он часто упоминается в народных сказках. В одних сказках он является сильным и справедливым защитником слабых, в других – жаден и глуповат, его легко может обвести вокруг пальца лиса или человек. Медведь так же играет роль помощника и дарителя. В некоторых сказках, медведь является похитителем, испытанием для героев. В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет её работать. В других сказках медведь выполняет роль испытания для девочки, которая, преодолевая трудности, становится «красной девицей», то есть невестой на выданье.

В русской православной иконописи изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского, жившего в конце XVIII — начале XIX вв., повествуется, что не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему.

Икона – св. Серафим Саровский и медведь

Икона – св. Серафим Саровский и медведь

В житии святого Сергия Радонежского на медведе также проявляется милосердие и любовь святого. Однажды святой пожалел огромного медведя, слабого от голода и принес ему хлеба. Медведь мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия, а потом вообще стал ручным.

Св. Сергий Радонежский и медведь

Св. Сергий Радонежский и медведь

Изображение прирученного медведя на иконах двух главных русских христианских святых символизирует не только их личные магические способности по приручению дикого и опасного зверя. Приручение именно медведя символизирует, что в лице святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского христианство на Руси сумело подчинить и приручить язычество в лице его главного тотема – медведя.

Общеизвестно, что на Западе слова «Россия», «русский» прочно ассоциируются со словом «медведь». Можно сказать, что этот тотем там однозначно закреплен за Россией. Большая часть исследователей считает, что причиной тому послужило даже не особое отношение к медведю предков русских, сохранение пережитков тотемизма, изображение медведя на гербах и в сказках – причиной тому стали записки иностранных путешественников. Первым таким сочинением, в котором присутствуют записи о медведях в России стали «Записки о московитских делах» барона Сигизмунда фон Герберштейна (1486—1566). Записи о зиме 1526 года здесь, возможно, преувеличены, но имеют реальные основания: «… медведи, подстрекаемые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их толпа поселян убегала от их нападения и от холода погибала вне дома жалкою смертию».

Записки Герберштейна на Западе прочли со вниманием и на протяжении ста последующих лет это сообщение повторили очень многие сочинители: сначала итальянец Р. Барберини, писавший в 1565 г., но изданный только в 1658 г.; затем польский подданный А. Гваньини в 1578 г.; англичанин Дж. Флетчер в 1591 г.; немецкий аноним в 1630 г. и даже голландский парусный мастер Ян Стрейс в 1676 г. Случайное известие о суровой зиме 1526 года в России превратилось в расхожий анекдот о медведях, бегающих по русским городам.

Из Московии в Европу шли, большей частью, поставки дрессированных медведей, отчего хищник стал прочно с ней ассоциироваться уже в XVI—XVII вв. В XVI веке в Европе было множество дрессированных медведей. Там стало расхожим представление, что скоморохи с медведями, наводнившие Европу, это шпионы московского великого князя. Muscovy Bear (Московитский медведь) стал своеобразным брендом в Англии конца XVII — начала XVIII вв. Демонстрируя на ярмарке кровожадное лохматое чудище, зрителю твердили, что это настоящий — «московитский» — медведь. В Англии это превратилось в устойчивую традицию, которая в XVIII в. фиксируется в прессе как рекламный слоган.

Карикатура конца 19 века. Россия (медведь) села на Персию (кота), за этим наблюдает Великобритания (лев)

Карикатура конца 19 века. Россия (медведь) села на Персию (кота), за этим наблюдает Великобритания (лев)

Однако в самой России или Московии начиная с 15 века шли иные процессы с точки зрения выбора главного тотемного животного Московского государства. Естественно, решающее значение здесь имел выбор Великого Московского князя (впоследствии царя). С тех пор, как Московский князь стал единоличным правителем Руси, всадник на коне, поражающий копьём дракона, (символическое изображение победы добра над злом) стал одним из главных символов Русского государства наравне с двуглавым орлом, привезенным в Москву из Византии женой Ивана III Софией Палеолог.

Лицевая сторона печати Ивана III

Лицевая сторона печати Ивана III

Под всадником вплоть до Петра I понимался сам князь, и только Петр ввел понимание всадника как св. Георгия Победоносца. Что касается двуглавого орла на оборотной стороне печати Ивана III , то, помимо того, что он возможно был заимствован у византийских императоров, про него можно сказать так же, что его изображение ранее использовалось в народных узорах, на княжеских плащах Ярослава, Бориса и Глеба, на княжеских щитах. Орел — символ Перуна, защитник князя и княжеской дружины еще с языческих времен. Двуглавый орёл также изображался на монетах монгольского хана Джанибека в середине XIV века и монетах тверского князя Михаила Борисовича в 70-х годах XIV века. Любопытно, что именно в 1470-х годах, когда и появляется двуглавый орел на печати Московского Великого князя, в титуле самого Ивана III появляется фраза «и Великий князь … Тверской», окончательно устанавливающая московское самодержавие на Руси.

Оборотная сторона печати Ивана III. 1472

Оборотная сторона печати Ивана III. 1472

Двуглавый орел, птица, мягко говоря, необычная. Это птица чудесная и символическая. Помимо византийского происхождения у него имеются и куда более глубокие корни. Вероятным предшественником «двуглавого орла Византии» является «двуглавый орёл Хеттского царства». При раскопках столицы Хеттского царства — Хаттусы (XIII век до н. э) — было обнаружено изображение двуглавого орла на цилиндрических печатях, орёл держал в лапах двух зайцев. Двуглавые орлы были найдены на стенах монументальных сооружений других городов хеттской цивилизации.

Двуглавый орел Хеттского царства (Реконструкция по рельефам из Хаттусы)

Двуглавый орел Хеттского царства (Реконструкция по рельефам из Хаттусы)

Исследователи предполагают, что «хеттский двуглавый орёл» имел предшественника в лице шумеро-вавилонского орла Анзу, которого иногда изображали двуглавым. Анзу был божеством бури, молнии. В шумеро-аккадских легендах сказано, что Анзу даже на некоторое время захватил «таблицы судеб» и стал самым сильным богом, но всё же он был побеждён «богом войны» Нинуртой. Причем во время битвы Нинурта разбил Анзу голову и тот стал двухголовым. После победы Нинурта взял Анзу в качестве своего символа-герба; изображение Анзу помещали на знамёнах Шумера.

В индуистской мифологии известна двухголовая птица Гандаберунда. Имя этой птицы состоит из двух слов — «ганда» (сильный) и «берунда» (двухголовый). Гандаберунду предание связывает с богом Вишну и приписывает ей огромную силу: она часто изображается держащей слонов и львов в когтях и клюве.

Барельеф Гандаберунды в храме Рамешвара в Келади (Индия)

Барельеф Гандаберунды в храме Рамешвара в Келади (Индия)

В Византии двуглавый орёл изображался на гербе последней византийской династии Палеологов, правившей с 1261 до 1453 года.

Герб византийской династии Палеологов

Герб византийской династии Палеологов

Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл был принят при императоре Сигизмунде в 1434 году или незадолго до этой даты.

Герб Священной Римской империи

Герб Священной Римской империи

В наше время, помимо России, в своем гербе символ (тотем) двуглавого орла используют так же Албания, Армения, Сербия и Черногория. Вообще же начиная со средних веков этот тотем использовали в своих гербах более 50 государств, областей и территорий.

Австро-Венгрия (Герб, крона, почтовые марки, ордена), 1867—1918

Австро-Венгрия (Герб, крона, почтовые марки, ордена), 1867—1918

Получается, что тотем медведь представляет собой низовую, народную жизнь России, причем странным образом именно этот тотем Запад воспринял как символ России и всего русского.

Тотем медведь – это прежде всего принадлежащий стихии земля тотем силы и мощи (обширности). У славян медведь издревле считался хозяином леса. Он был связан с божеством — Велесом, который принимал медвежий облик. В России особенно распространен был культ медведя у народов Сибири — в частности у хантов, манси, селькупов и кетов. Характерные свойства тотема медведь: он идет напролом, огромная физическая мощь, решительность, наглость, пробивная сила. Тотем медведя позволяет не обращать внимания на досадные мелочи, перешагивать через мелкие неудачи и, несмотря ни на что, двигаться к своей цели. Однако силой этой нужно пользоваться с умом.

Герб Хабаровского края. Медведь также изображен на гербах Великого Новгорода, Перми и Ярославля

Герб Хабаровского края. Медведь также изображен на гербах Великого Новгорода, Перми и Ярославля

Тотем медведя помогает отстоять свою точку зрения, не поддаться давлению и не дать себя запугать. При работе с ним чувствуется, как становишься «больше», «шире» энергетически — это позволяет защищать собственную территорию и увеличивать сферу своего влияния.

Особый тип тотема — белый медведь — помогает в самых сложных ситуациях, так как он учит адаптироваться и выживать в критических условиях. Кстати, один из районов Москвы, Северное Медведково, на своем гербе имеет именно белого медведя.

Герб района Москвы Северное Медведково

Герб района Москвы Северное Медведково

Так что, ничего удивительного, что на Западе, после всего того, что было в отношениях России и Европы, включая две Отечественные войны с французами и немцами, и постоянное в 19 веке соперничество России и Англии на южных границах Российской империи, за русскими закрепился именно тотем медведя.

Японский юмористический атлас мира. Иллюстрация Первой Мировой войны. (13 сентября 1914 г.)

Японский юмористический атлас мира. Иллюстрация Первой Мировой войны. (13 сентября 1914 г.)

В то же время элита Московской Руси, а затем и всей России в качестве своего тотема, выраженного в гербе страны, приняла двуглавого орла, символизирующего силу и огонь. Собственно, ничего удивительного в этом нет, поскольку основные характеристики этого тотема: духовные ценности, Солнце, высота, победа, власть, сила, государство.

Герб современной России - Орел Тотем России

Герб современной России

Таким образом, в России мы имеем дело фактически с двумя тотемами. Один – двуглавый орел – тотем российского государства, а другой – медведь – тотем российского народа. Конечно, возникает вопрос – почему народный российский тотем медведя не нашел отражения в гербе России? Ведь даже в советское время символом Московской олимпиады (1980 года) был медведь.

Медведь тотем Страны

Символ Олимпийских игр 1980 г.

А имеющий английское происхождение мишка Винни-Пух стал абсолютно русским культурным феноменом благодаря не только серии российских мультфильмов и озвучке великолепного актера Евгения Леонова, но и потому, что в русском, да мировом сознании, медведь – это российский тотем.

Еще один показатель того, что народным российским тотемом по-прежнему является медведь, стало использование этого тотема российскими футбольными болельщиками, причем, вкупе с российским флагом.

Медведь на фоне российского флага в последнее время используется на футбольных матчах

Медведь на фоне российского флага в последнее время используется на футбольных матчах

Так что приходится признать, что в России существует своего рода «раздвоение» тотемов на «государственный» (двуглавый орел) и «народный» (медведь).

Тотемы Москвы

Герб Москвы изображающий св. Георгия Победоносца размещен и на государственном гербе РФ – на груди у двуглавого орла. Собственно, это две совмещенные стороны одной печати Ивана III. Таковым же, практически, он был и до 1917 года.

Герб Москвы

Герб Москвы

Кстати, герб РФ на самом деле существеннейшим образом отличается от герба Российской империи. Помимо того, что орел на гербе империи черный, а на гербе РФ – золотой, на гербе империи изображено множество других маленьких гербов государств и территорий, вошедших в Российскую империю. Тотем медведя присутствует на нескольких таких гербах. Черный медведь — на гербе Ярославля, черный медведь на Самогитском (северо-западная территория Литвы) гербе, белый медведь – на Пермском гербе, два черных медведя на Новгородском гербе.

Большой Государственный Герб Российской империи

Большой Государственный Герб Российской империи

Из 136 районов современной Москвы в своем гербе имеют какую-либо животину, то есть тотем, всего 43 района. При этом наибольшую долю (23 района) занимают птицы: райские птицы, соколы, орлы, голуби, лебеди, аисты. Вот полный список:

— золотая райская птица

Герб района Якиманка

Герб района Якиманка

— серебряный лебедь

— летящий аист

— золотой сокол

Герб района Сокол

Герб района Сокол

— два серебряных орла

— голубь серебряного цвета

— серебряный голубь

Герб района Алексеевский

Герб района Алексеевский

— золотая райская птица

— серебряный голубь

— серебряный пеликан

— серебряная сова

— серебряный голубь

— золотой сокол

Герб района Соколиная гора

Герб района Соколиная гора

— золотой сокол

— золотые лебеди

— серебряные летящие чайки

— поющий зяблик

— парящий орел

— золотой феникс

— двуглавый орел

Герб района Филевский парк

Герб района Филевский парк

— серебряный сокол

— серебряные крылья

— соловей

— скачущая лошадь

Герб района Беговой

Герб района Беговой

— серебряный конь

— серебряный конь

— серебряный Пегас

— золотой кентавр

— черный кентавр

— красный грифон

Герб района Измайлово

Герб района Измайлово

— серебряный грифон

— серебряный единорог

— белый медведь

— бурый медведь

Герб района Южное Медведково

Герб района Южное Медведково

— золотые лев и лис

Герб района Выхино-Жулебино

Герб района Выхино-Жулебино

— горностаевый лев

— золотой лось

Герб района Лосиноостровский

Герб района Лосиноостровский

— золотой бегущий лось

— золотой бобер

— бобер

— золотая куница

— две серебряные рыбы

— два серебряных гольяна

— серебряная щука

— моллюск наутилус

— раковина с черной жемчужиной внутри

Герб района Филимонковское

Герб района Филимонковское

Таким образом, на территории Москвы всего два района выбрали медведя в качестве тотема, и двадцать три – птицу (орел, двуглавый орел, сокол, голубь). Приходится признать, что медведь и в случае районов Москвы уступает пернатым, однако здесь преобладающими птицами являются сокол и голубь.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ..