Духовники – покровители Москвы

Время прочтения: 7 минут(ы)

В современной истории господствует чисто материальный взгляд на вещи – вот собрались люди, построгали, построили, наделали таких-то дел – и вот город, столица, страна, да еще великая. А почему этот город из самого обыкновенного и неприметного вдруг превратился в великую столицу, почему вдруг подчинил себе другие города, не в меньшей степени претендовавшие на столичный (стольный) статус – особо не объясняется. Вернее, объясняют так – князь повоевал, повоевал, провел особо хитрую политику – и вот его город – столица. Но ведь и другие князья тоже воевали, и тоже проводили хитрую политику. На самом деле в основе любого стоящего дела, в основе любой великой страны, любого города, ставшего столицей, лежит заслуга духовников — покровительствующих Москве.

Мерлин и король Артур

Мерлин и король Артур

Люди любят читать легенды о короле Артуре и маге Мерлине, не отдавая себе отчета, что Великая Британия – выросла из этих корней, и они живы в менталитете этого народа. Толкиену было легко создавать его трилогию о кольце всевластия – ведь его Гендальф – вылитый Мерлин. А то, что Москва, будучи маленьким сельцом, менее чем за сотню лет превратилась в столицу на века, образовав вокруг себя страну, которая в итоге стала самой большой в мире – здесь вроде бы и чуда никакого нет. Всего лишь – строили, строили…

Но чудес (в худшем смысле этого слова) не бывает – в основе Москвы, как столицы, тоже лежит магия, причем не выдуманная, а реальная. Эта магия не просто превратила маленькое сельцо в столицу, но и позволила ей выжить и победить множество нашествий и завоеваний, и превратиться в итоге в то, что она есть на сегодня – крупнейший мегаполис мира.

Наверное, будет вполне интересно попытаться разобраться в том, какая и чья магия лежит в основе создания, развития и истории Москвы.

Святой Петр митрополит Московский

Будущий митрополит Всея Руси Петр родился в боярской семье на Волынщине во второй половине XIII века. В семь лет он был отдан в монастырскую школу. Но у мальчика были нелады с речью, он с трудом мог разговаривать. Согласно разным источникам, счастливую перемену в его жизни произвел некий человек, проходивший через те места. Он поговорил с Петром, и с мальчиком вдруг произошла чудесная перемена – «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом». По другой интерпретации этой легенды – этот «лучезарный» человек явился Петру во сне. Петр сразу далеко опередил по развитию своих сверстников. Уже в 12 лет он становится монахом. О его монашеских трудах известно, что он стал превосходным иконописцем, что возможно, и послужило причиной его быстрого возвышения – его возвели в сан иеромонаха.

Икона жития митрополита Петра

Икона жития митрополита Петра

А через несколько лет он покинул обитель в поисках уединенного места, где он мог бы пребывать в безмолвии. Это место он нашел на берегу реки Рата, однако в одиночестве он оставался недолго, вскоре к нему стали присоединяться другие иноки и образовался Новодворский монастырь, игуменом которого, естественно стал Петр. Он построил здесь церковь Спаса. Вскоре молва о нем разнеслась по всему Галицкому княжеству, и в монастырь к Петру частенько приезжал Великий Князь Киевский (Галицкий) Юрий Львович. Посетил этот монастырь и митрополит Киевский и Всея Руси Максим, ему-то Петр и преподнес написанную им икону Успения Пресвятой Богородицы. Икона произвела на Максима такое впечатление, что он не расставался с ней до конца своей жизни.

Икона Богоматери, предположительно написанная митрополитом Петром

Икона Богоматери, предположительно написанная митрополитом Петром

Далее в жизнь игумена Петра вмешивается, что называется, большая политика. На Руси в это время идет активная политическая борьба между великими князьями Киевскими и Владимирскими, причем центр очевидно смещался в сторону Владимира. Что касается Москвы, то она является маленьким удельным княжеством, и ни на какие Великие престолы еще не претендует. В 1299 году митрополит Максим уже в конце жизни оставляет Киев и переезжает во Владимир. Разгневанный князь Юрий Львович хочет поставить в Киеве нового митрополита и обращается к кандидатуре Петра. В то время митрополитом на Руси мог стать только человек, чья кандидатура была одобрена Константинопольским патриархом. Петр не торопится отправлять в Константинополь и отъезжает туда только после смерти митрополита Максима в 1305 году. Но тогда уже и Великий князь Владимирский Михаил Ярославич Тверской направляет в Константинополь своего кандидата игумена Геронтия, дав ему с собой посох и мантию митрополита Максима, а также ту самую икону Успения Богородицы, которую нарисовал и подарил Максиму игумен Петр.

Итак, два игумена Петр и Геронтий едут в Константинополь за посвящением в митрополиты. Но в пути с Геронтием происходит следующее: Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». То есть Богоматерь, икону Успения которой написал и подарил митрополиту Максиму Петр, заявляет, что она на его стороне. Слова Божией Матери в точности исполнились. Патриарх Афанасий Константинопольский возвел Петра на Русскую митрополию и передал ему святительские облачения, жезл и его же собственную икону, привезенную Геронтием.

Духовники – покровители Москвы

Икона митрополита Петра

Прибывший обратно на Русь митрополит Петр первый год пребывал в Киеве, но затем переехал во Владимир, тем самым ясно показав, что центр русской жизни сместился на восток. Но и во Владимире Петра не ожидала спокойная жизнь. Князь Михаил Тверской, уязвленный, что митрополитом стала не назначенная им кандидатура, к Петру относился более чем прохладно, поэтому Петр становится естественным сторонником московского князя Юрия Даниловича, который был соперником Михаила Тверского на великокняжеский престол. Тверской епископ Андрей даже возвел на митрополита Петра обвинение перед Патриархом. Для суда над Петром в 1311 году был созван собор в Переяславле, на котором присутствовали посланник Патриарха, духовенство, князья и бояре. Особенно усердно митрополита Петра защищали представители Москвы, среди которых был и юный князь Иван Данилович (Калита). Обвинения против митрополита Петра были признаны клеветой. А сам Петр простил своего врага, тверского епископа.

Великий князь Михаил Тверской на суде в Орде

Великий князь Михаил Тверской на суде в Орде

Если смотреть на войну между Михаилом Тверским и Юрием Московским за великокняжеский престол с точки зрения того, чьим союзником был митрополит Петр, то победа Юрия и поражение Михаила видится вполне закономерным фактом. И не потому, что Петр что-то делал специально против Михаила. В деятельности Петра видится определенная закономерность – он словно явился для того, чтобы упорядочить жизнь на Руси, установить на ней места силы и образовать между ними должные связи. Возвести в местах силы соборы, которые веками и поныне будут стоять и влиять на жизнь людей этой земли и на судьбу самой земли.

В 1313 году, когда ханом Золотой Орды стал Узбек, первый из ханов принявший ислам, митрополит Петр самолично отправился в Орду, дабы разобраться с последствиями установления новой религии в Орде. И хан не только не стал настаивать на принятии новой веры, но принял Петра с честью и отпустил с подтвержденными и даже усилившимися полномочиями. Прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены теперь суду митрополита.

Митрополит Петр в ставке хана Узбека

Митрополит Петр в ставке хана Узбека

Путешествуя по Руси, Петр все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад Москва была еще маленьким городом в пределах современного Кремля, но уже тогда она была достаточно шумной и многолюдной. А Петр нуждался в месте для уединения. Таким местом он выбрал возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое — здесь и был устроен новый монастырь. В нем митрополит Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, отчего монастырь изначально назывался Петропавловским, но уже после смерти митрополита Петра его переосвятили уже в честь самого святителя Петра. С тех пор монастырь называется Высоко-Петровским.

Высокопетровский монастырь в Москве на Петровке

Высокопетровский монастырь в Москве на Петровке

В 1325 году святитель окончательно переехал в Москву, определив ее как будущую столицу великой страны – известно его предсказание, в котором он предрек освобождение от ордынского владычества и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Кстати, князь Иван Данилович Калита выстроил для митрополита Петра в восточной части Кремля обширный двор, но Петр по-прежнему предпочитал останавливаться в небольшой основанной им обители. Тогда Иван Данилович специально соорудил дорогу от монастыря к Кремлю. Эта дорога и по сей день называется Петровкой.

Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву

Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву

Мудрость московского князя Ивана Калиты, ставшего впоследствии и Великим князем Владимирским, и присоединившим к Москве почти сотню удельных княжеств, городков и сел, как раз и состояла в том, что, в отличие от князя Михаила Тверского, он понял, что к словам такого человека как митрополит Петр лучше прислушиваться и по возможности исполнять его просьбы, от которых ему же и его княжеству, и его потомству будет только польза.

По желанию и совету митрополита Петра князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы – как тут не вспомнить о той самой иконе Успения, написанной самим Петром – этим как бы замыкается магический круг. «Если меня, сын мой, послушаешь, – сказал святитель князю Ивану, – и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои в роды и роды, и город сей славен будет по всей Руси, и святители будут жить в нем, и победит он врагов своих, и прославится Бог в нем. Еще же и мои кости в нем положены будут». Строительство Успенского собора началось 4 августа.

Еще один примечательный факт: митрополит Петр собственными руками построил себе каменный гроб в алтаре этого храма, близ жертвенника, то есть собственными руками приуготовлял место упокоения своего тела. Он желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 14 августа – накануне престольного праздника.

Успенский собор, построенный на месте первого Успенского собора заложенного митрополитом Петром

Успенский собор, построенный на месте первого Успенского собора заложенного митрополитом Петром

Как и предсказывал митрополит Петр, после него все митрополиты Киевские и Всея Руси местом своей резиденции избирали Москву, и титул «митрополит Киевский и Всея Руси» плавно превратился в титул «митрополит Московский и Всея Руси», а сама Москва получила наименование – Первопрестольная.

Согласно легенде, о дне кончины митрополиту возвестил ангел и Петр, «исполненный духовной радости, совершил в тот день Божественную литургию, вознес молитвы о князе Иоанне, о всех христианах Русской земли, своих пасомых, и помянул усопших. Придя из храма, святитель созвал церковный причт и преподал ему последнее наставление. Призвав затем нищих, убогих и своих слуг, он роздал им обильную милостыню. Прочее свое достояние святой Петр распределил на свое поминовение между церковниками и монахами, уделил значительную часть и на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы».

Поскольку князь Иван Данилович был тогда в отъезде, святой Петр обратился к его вельможе Протасию со словами благословения: «Сын мой, вот я отхожу из этой жизни. Оставляю милость, мир и благословение от Бога возлюбленному сыну моему, князю Иоанну, и семени его до века. За то, что сын мой меня успокоил, да воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, да наследует он живот вечный, да не отнимется от рода его преемство обладания местом его и память его да распространится».

С наступлением вечера митрополит Петр начал совершать вечерню. Во время молитвы он обратился к архимандриту Феодору: «Мир тебе, сын мой, я умираю». 21 декабря 1326 года митрополит Петр отошел в иной мир. Тело его было погребено в приготовленной им самим каменной гробнице в Успенском соборе. По легенде, когда тело митрополита Петра торжественно переносили в храм, один прохожий, глядя на многочисленное духовенство, князя, вельмож, горожан, сопровождавших это шествие, высказал сомнение о необходимости воздавания таких почестей мертвому человеку. И только он это высказал, как увидел святого Петра, сидящего на одре, благословлявшего народ по обе стороны от себя. В этот же момент получили исцеление от мощей святителя трое больных.

Через несколько дней после погребения святителя при гробе его стали совершаться чудеса исцелений. Так, излечился не владевший руками со дня рождения юноша. Вскоре здесь же, по молитве, возвратились слух к глухому, зрение слепому и произошло чудо с горбуном, который получил «прострение» (выпрямление) от гроба митрополита. Много и других чудес происходило с приходящими к митрополиту Петру с молитвой. Уже через год после кончины митрополит Петр был местно прославлен в лике святых. А через 13 лет, в 1339 году, он был причтен к лику святых уже Собором в Константинополе. Таким образом, митрополит Петр стал первым канонизованным московским святым.

У гроба митрополита Петра князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители. Традицией стала передача посоха святого митрополита Петра каждому вновь избранному Первосвятителю.

В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение его мощей – последний раз уже во вновь построенный Успенский собор. Судя по всему, сам митрополит Петр был не в восторге от того, что трогали его мощи, поскольку, согласно легенде, он явился супруге Иоанна Грозного царице Анастасии и строго настрого не разрешил никому раскрывать свой гроб: «нельзя ни молодому, ни старому гроб его раскрывать ни за каких обстоятельств». Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник. Что, естественно, и было сделано.

Этот запрет был нарушен в 1812 году, когда войска Наполеона вошли в Москву. То, что произошло при этом в Кремле, особенно в Успенском соборе, трудно даже описать. Хотя часть ценностей и ценных артефактов из собора была вывезена русскими войсками, но там оставалось еще много ценностей. Некоторые из икон были украшены золотыми ризами с драгоценными камнями и жемчугом. Раки святителей московских Петра, Ионы и Филиппа были покрыты серебряными досками. Все это было похищено. После ухода французов из Москвы оказалось, что в Успенском соборе практически все драгоценные оклады с икон расхищены, покой св. мощей нарушен, а рака святителя Петра вскрыта.

П. Верещагин. В Успенском соборе. (Войска Наполеона в Успенском соборе)

П. Верещагин. В Успенском соборе. (Войска Наполеона в Успенском соборе)

Более того, французы осквернили сам Собор. Они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли золотые и серебряные ризы с икон и пережигали священные парчовые облачения. Сбросив драгоценное паникадило, они повесили на крюк огромные весы, на которых взвешивали выплавленное золото и серебро из награбленных церковных сокровищ, риз, окладов, чаш и проч. После ухода французов на одном из столпов собора была найдена надпись, повествующая, что в Успенском соборе ими было переплавлено 325 пудов серебра и 18 пудов золота. В главном соборе России французами была устроена гвардейская конюшня. Художник В. В. Верещагин изобразил этот трагический момент.

Итак, французы вскрыли раку с мощами митрополита Петра. В записках очевидца князя А. А. Шаховскаго это описано таким образом: «Все было ограблено и разрушено: рака святого митрополита Петра не существовала, и мы, собрав обнаженные от одежды и самого тела остатки его, положили на голый престол придела; гробница над бывшими еще под спудом мощами митрополита Филиппа была совершенно ободрана, крышка сорвана; от самого купола до пола, кроме принадлежавшего к раке св. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены».

Что же случилась с французской армией, таким образом обошедшейся с мощами митрополита Петра. Граф де Сегюр, бригадный генерал и один из адъютантов Наполеона, сообщает: «…сведения приносимые съезжавшимися со всех сторон офицерами, совпадали между собою. В первую же ночь, с 14-го на 15-е. (со второго на третье сентября по старому стилю) огненный шар спустился над дворцом князя Трубецкого и поджёг это строение – что послужило сигналом».

Х.И. Олендорф - Пожар в Москве в 1812 году

Х.И. Олендорф — Пожар в Москве в 1812 году

Продолжим цитировать графа де Сегюра: «Первым загорелось огромное торговое здание, помещавшееся в центре города в одном из богатейших кварталов. И тотчас же Наполеон поспешил отдать соответствующие приказания, а при наступлении дня сам поспешил на место пожара, обратившись с грозной речью к молодой гвардии и к Мортье, который в ответ указал ему на дома, крытые железом: они продолжали стоять запертыми, нетронутыми, без малейшаго следа взлома, а между тем, чёрный дым клубился, выходя из них… Тогда наши удалились в уцелевшие кварталы в поисках новых жилищ, но прежде чем войти в эти запертые и покинутые дома, они останавливались, услышав там лёгкий треск взрыва, вслед за ним поднималась тоненькая струйка дыма, которая быстро становилась густой и чёрной, затем красноватой, наконец принимала огненную окраску и вскоре всё здание обрушивалось в вихре пламени!»

П.Верещагин. Сквозь пожар. (Наполеона эвакуируют из Кремля)

П.Верещагин. Сквозь пожар. (Наполеона эвакуируют из Кремля)

Одним словом, Москва, в которую вошли войска захватчиков, осквернившие мощи святителей и, в первую очередь, мощи митрополита Петра, вдруг вся погрузилась в пламя пожара, и буквально начала выматывать и выкуривать из себя французов. Сам Кремль при этом, практически, не пострадал. За сорок дней пребывания в Москве наполеоновская армия была измотана пожарами, болезнями (у тех войск, которые не вошли в Москву, этих болезней не наблюдалось) и голодом. В конце концов, Москва просто выплюнула из себя Наполеона как пережеванный овощ, и его армия уже стала практически небоеспособна – Кутузову и русским войскам лишь оставалось гнать этот сброд до границы и далее до Парижа. Кстати, Гитлер, видимо, учитывая опыт Наполеона, не намеревался оккупировать Москву, а просто хотел затопить ее вместе с населением, превратить в огромный водный котлован. Надо понимать, что поэтому в Москву он так и не попал.

Это не единый случай, когда митрополит Петр защищал Москву. В 1380 году, за ночь до Донской битвы митрополит Петр появился в воздухе, в руках у него был златой жезл, которым поражал он врагов Москвы. Аналогичное случилось и в 1395 г., когда Тамерлан (Тимур) пытался Москву захватить – митрополит Петр явился ему и запретил идти на Москву.  У Тохтамыша, обманом захватившего и сжегшего город в 1382 году, предварительно, раскрыв раку с телом митрополита Петра (в поисках сокровищ) тоже ничего хорошего после этого не было. Он собирался затем повторно пойти на Москву, но так и не смог, увязнув в войне с Тимуром, в которой потерял и трон, и жизнь. При этом, нужно отметить, что Тохтамыш раскрыл раку Петра задолго до того, как тот запретил, раскрывать свои мощи. С тех пор Петра называют небесным покровителем и защитником города Москвы. Молятся ему и об избавлении от всех недугов и неурядиц. Известно множество случаев чудесных исцелений, которые случались при обращении к митрополиту Петру.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ..