Велесов камень… в Кремле

Время прочтения: 4 минут(ы)

Бог славян Велес считается оборотнем, поскольку он смог познать не только светлые, но и темные силы. Называли его еще мудрецом и покровителем искусств. Считается, что Велес может подчинить себе стихии, а также он обладает способностью изменять законы мироздания. Его считают одним из высших Богов, и в его подчинении находятся более низкие духи.

Велес — покровитель торговли, охоты, земледелия, скотоводства, а еще его люди называли владыкой леса.

Согласно легенде, родился Велес не от человека и даже не от другого божества. Однажды богиня любви поймала в озере, расположенном в небесном саду, щуку. Она съела ее, а волшебные кости выбросила на поле. Там их нашла и съела небесная корова Земун. Вследствие этого у нее родилось странное существо, которое внешне имело признаки как человека, так и медведя, и даже быка. Назвали его Велесом. Через некоторое время было обнаружено, что он обладает способностью изменять лик и подчинять себе природные законы.

Велесов камень… в Кремле

Хоромы Велеса

Имя «Велес», согласно многочисленным исследования произошло от слова «волохатый», что указывает на связь с животным миром. Языческий бог Велес был почитаемый и любимый многими, за исключением Перуна, хоть и считается, что они являются братьями. Все дело в том, что Велес соблазнил жену Перуна Додолу и в итоге она родила от него сына Ярило. В итоге Велес был проклят и выгнан из Прави. Много времени жил он на земле и обучал людей разным искусствам, но это не нравилось другим Богам, и они отправили его в Нави, там Велес нашел жену Ягу и остался жить с ней.

Интересные факты про славянского Бога:
  1. Велес имел волшебные гусли, музыка которых завораживала всех вокруг.
  2. Священным для него деревом принято считать тополь.
  3. День Бога Велеса – период с вечера 27 февраля по вечер 28 февраля.
  4. Язычники верят, что он является главным судьей человеческих душ.
  5. Весел считается прародителем великанов, поэтому он всегда почитал воинов и других высоких, и сильных людей.

Места силы этого Бога славяне в основном оборудовали в низинах и рощах. В честь Велеса люди строили различные храмы, огромное количество которых находилось в Новгороде, Киеве и Ростове.

Велесов камень… в Кремле

Кремлёвский камень, который правильнее было бы назвать Камнем Велеса, некогда «приплыл» по Москва-реке к Боровицкому холму близ храма Иоанна Предтечи (более известного как церковь Св. Уара).

После чего и явилось там святилище бога Велеса. Имя «Боровицкий» говорит не только о том, что некогда этот холм был покрыт дремучим бором. «Бор» (или «бер») – это одно из имён бога Велеса. Также это другое имя медведя, священного животного Велеса, — отсюда появилось слово «берлога», означающее «логово бера».
Согласно генеалогии Лунной династии (эта генеалогия общая для славянской, скандинавской и индийской традиций), Бог Бор (он же Бури, Пурурвас), сын Илу и Бода, рождает Вили (он же Велес). Таким образом, Бор, или Святибор, является очередным воплощением Велеса и одновременно его (своим собственным) отцом.
В марийском боге Благосостояния и скота Поро Кугу Юмо также можно узнать бога Бора. К тому же, финно-угорские племена жили на территории будущей Москвы.

В скандинавских преданиях бог Бор рождает вождя и бога Одина, а в славянских преданиях вождя Одинца рождает Велес. Все эти предания восходят к времени единства северных народов, потому они столь схожи. Следует также вспомнить, что подобные названия мы можем найти и в Киеве, где у Боричева взвоза некогда стоял идол бога Велеса (бога Бора).

Таким образом, кремлёвский Боровицкий холм – это холм бога Велеса-Бора. И на этом холме некогда лежал и был почитаем москвичами Велесов камень.

Следуя древнейшей традиции, к сему камню москвички приносили на праздник Купалы и на Петров день своих младенцев, особенно больных, «для обретения крепкого здоровья и исцеления от различных недугов». Так сообщает нам этнограф и фольклорист И. М. Снегирёв в книге «Русская старина…» (т. 1, 3-е изд., М., 1852).
По давнему обычаю, здесь справляется следующий обряд (такой же обряд, очевидно, совершался в прошлом веке и у Кремлёвского камня). Матери набирают из ручья или речки ковшик воды, обливают ею камень, а затем собирают воду в отдельную посудинку. После этой водой, почитающейся «святой», обливают младенцев. Затем младенцев одевают в новое белье, а старое оставляют у камня. Такой обряд был описан Ю. М. Золотовым в статье «Остатки древнего святилища…» (Cб. Балто-славянские исследования, М., 1980.).

Известен и текст заговора, который произносится во время сего обряда: «Стану я (имярек) благословясь, пойду к синей реке. На синей реке, на крутой горе лежит бел-горюч камень Алатырь (соответственно Синий Камень, Шутов Камень и пр.)… Как скатилась с тела белого студеная водица, так отпрянь от (имярек) родимая огневица (горячка, лихорадка и пр.), с буйной головушки, с ясных очей, с чёрных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца… С ветру пришла – на ветер пойди, с воды пришла – на воду пойди, с лесу пришла – на лес пойди отныне и до века».

А какова история Велесова камня и святилища на Боровицком холме?

Известно, что Боровицкий холм был заселён по крайней мере со времен основателя Москвы князя Моска, то есть с VI веке н. э., согласно «Велесовой книге». Но есть также данные и о более ранних основаниях Москвы – князем Дажень-яром в IV веке н. э., согласно «Ярилиной книге», а также легендарными патриархами Мосем и Бором в V–VII тысячелетиях до н. э., то есть в эпоху Купалы, согласно «Звёздной книге Коляды».

Со времени основания Москвы святилище Велеса и Купалы находилось на Боровицком холме и весьма почиталось окрестными жителями.

Велесов камень… в Кремле

Вид на церковь Рождества Иоанна Предтечи. 1800-е годы

Но вот во времена Юрия Долгорукого последнее вятичское языческое княжество и сама Москва были присоединены к Владимиро-Суздальскому княжеству. Ведические святилища стали перестраивать под христианские храмы. Возможно, сохранённое летописцами имя отшельника Вакулы, жившего на Боровицком холме до начала строительства церквей, сохранило нам имя последнего московского волхва.

Тогда же, по церковному преданию, «на пепеле купальского костра», то есть на месте святилища Купалы, была заложена деревянная церковь Иоанна Предтечи, «что на бору».

Летописец утверждал, что сей храм – «первая на Москве церковь бысть». Строительство христианского храма мало что изменило, ибо рядом по-прежнему находился Велесов камень, к которому по праздникам стекались москвичи.
Храм несколько раз горел и перестраивался. В 1461 году по велению великого князя Василия Тёмного пришедший в ветхость храм был разобран, а на месте его был возведён каменный. Но уже в 1493 году храм был вновь разрушен чудовищным пожаром, о коем в летописях сказано: «Как Москва встала, таков пожар не бывал». Тогда же Предтеченский храм был заново отстроен. А в 1509 году в сём храме был устроен придел св. мученика Уара (Iуаrа). Москвичи, конечно, мало что знали о сём мученике и называли его по старинке Яром, разумея сына Велеса Ярилу.
Имя мученика Уара дали при рождении царевичу Димитрию Углицкому, страдавшему эпилепсией, коего также приносили к Велесову камню и в сию церковь для облегчения страданий. А после его убиения и обретения мощей царевича они были размещены в сём пределе. Это, а также последовавшие исцеления младенцев ещё более убедили москвичей в святости сего места и мощей царевича Димитрия. Слава камня и придела Уара была столь велика, что саму Предтеченскую церковь переименовали в церковь св. Уара.

В бурях Смутного времени вновь стало ощутимо присутствие сил Велеса, покровителя Кремлёвского холма.

Потому вряд ли случайным следует считать приход к власти Бориса Годунова, и имя, и фамилия коего имеют связь с именами Велеса: корень «Бор» в имени; а в фамилии есть корень «год», Велеса также звали Стариком Годовиком, Ставром Годиновичем и пр., согласно «Книге Коляды». Последующий приход к власти династии Романовых заставляет вспомнить ещё об одном имени Велеса: «Раман», что значит сын бога Ра (он же авестийский Рамна, ведический Рама). Есть и русские баллады о князе Романе, повторяющие древние мифы о Велесе-Рамне. Знание славянской ведической теологии позволяет многое понять в «магии власти», которая и в древности, и ныне проявляет себя вполне отчётливо.

Велесов камень… в Кремле

Храм Иоанна Предтечи (св. Уара)

Кремлёвский камень и храм Уара долгое время были под защитой царской фамилии, ибо и сами цари получали помощь от сих святынь. Но всё изменилось, когда столица и двор переместились в Петербург.
2 октября 1846 года император Николай Павлович, будучи в Кремле, сделал замечание, что церковь Св. Уара портит вид из окон Кремлёвского дворца. Сие замечание всколыхнуло московское православное духовенство, давно уже озабоченное языческим духом, исходящим от поклонения Камню. Однако никаких действий не было предпринято до 1848 года, до тех пор, пока император не покинул пределы России. Видимо, причиной тому было опасение изменения высочайшего решения под воздействием волнений в столице, могущих произойти при разрушении храма.

И таковые волнения в самом деле были, как только московским митрополитом Филаретом было принято окончательное решение. Слух о готовящемся уничтожении древнейшего в столице храма привёл в волнение все слои общества. И тогда, «дабы избежать волнений и толков», на стене близ Боровицкой башни была сделана надпись о причинах сего решения со ссылкой на государя. А когда вельможа А. Н. Муравьев обратился к Филарету с просьбой сохранить храм, тот ответил весьма многозначительно: «Простите, что я поклоняюсь иконам и прочей святыне, а не рассевшимся камням Василия Тёмного». Замечу, что камнем Василия Тёмного митрополит Филарет именовал именно камень Велеса.

Скрытая замена имени Велеса именем князя Василия Тёмного имеет вполне определённый смысл.

Видимо, ещё самого князя сопоставляли с Велесом. Но главное то, что, по давней традиции, христианские священники скотьего бога Велеса именовали «тёмным», возводя слово «скотий» к греческому «скотос», что значит «тёмный», «слепой». Однако следует помнить, что слепым был бог Пекла Вий, а не Велес. Это сопоставление – суть давняя ересь, с коей боролись волхвы ещё в глубокой древности.

Храм Уара был разобран, а камень Велеса убран в одну ночь. Под разобранным алтарём храма были обнаружены кости животных: конский череп, кости лошади и коровы. Очевидно, это были остатки древних жертвоприношений Велесу. Искали под церковью и подвалы с библиотекой Софии Палеолог, ибо, согласно летописям, какое-то время она хранилась именно здесь (что также знаменательно, ибо Велес – хранитель мудрости, изобретатель письменности). Но поиски ни к чему не привели.

Волнения в столице в самом деле были велики. Дошли они и до государя, к тому времени вернувшегося из-за границы. Император потребовал объяснений. И митрополиту Филарету пришлось оправдываться перед императором и горюющими москвичами. В своём обращении он ссылался на то, что погибли и скиния Моисеева, и храм Соломона, и другие замечательные памятники.

Велесов камень… в Кремле

Боровицкая (Предтеченская) башня Московского Кремля

Он восклицал, что не следует сетовать по поводу разрушения храма Предтечи – мол, что это по сравнению с утратой ветхозаветных святынь! «Итак, не очень большая потеря, если камни Василия Тёмного не останутся на своём месте, – писал тогда митрополит, – когда храм, в них обитавший, со своею внутреннею святынею и даже с осенявшим его крестом переместится в другие стены».
И в самом деле, иконы и крест с сего храма для успокоения москвичей были перемещены в ближайшую Боровицкую башню, где и был устроен новый храм Предтечи, но из-за сырости и неприспособленности для службы сего помещения он вскоре был закрыт – и… навсегда.

Почитание камней, в том числе и описанным способом широко известно на Руси. Так, в Подмосковье и нынче почитают Шутов камень в Дмитровском районе, а также Синь-камень близ Переславля-Залесского, Бож-камень под Тулой.

Асов Александр Игоревич

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ..

комментария 3

  1. Алексей:

    Спасибо за интересную статью. Наткнулся в яндекс поиске. Пишите больше таких материалов!

  2. Олег:

    Замечательная статья! Вопросы по статье задавать можно? Кому?

  3. Ю Ра:

    Добрый день, друзья.
    Задавайте пожалуйста вопросы.