Мистические артефакты кремлевских подземелий

Время прочтения: 5 минут(ы)

О сокровищах и кладах Кремля ходят легенды и не только. В подземельях древней крепости действительно находили и находят клады – то в виде серебряных или медных монет и пластинок, то в виде старинных и даже древних серебряных украшений, то в виде оружия или крестов.

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Тайницкая башня Кремля, под которой, по слухам, были устроены особые тайники

В XIX веке в Кремле раскопали клад, в котором была чаша, наполненная античными монетами, отчеканенными еще во времена римского императора Тиберия. По официальной версии, эти монеты попали в Москву вместе со свитой Софьи Палеолог, которая прибыла из Рима и стала женой Великого князя Ивана III. Это, однако не объясняет, зачем кто-то из свиты византийской принцессы привез в Москву монеты полутора тысячелетней давности.

Но гораздо больше в Кремле еще не раскрытых тайн, не найденных кладов и сакральных артефактов. В Кремле огромное количество подземных ходов, палат, колодцев, но большинство из них либо засыпаны землей, либо замурованы камнем или даже забетонированы. Кроме того, Кремль является резиденцией правительства, и любые работы на его территории жестко регламентированы. Поэтому археологи сталкиваются здесь с большими трудностями, а обычным кладоискателям, диггерам и прочим искателям приключений в Кремль вообще нет входа. Поэтому большая часть тайн подземного Кремля до сих пор не раскрыта.

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Схема исторических подземных ходов Кремля

Но не только поэтому, ведь большинство кладов и схронов скорее всего были заговорены при закладке, а значит, защищены от нахождения, по крайней мере, на определенное время. И, возможно, придется ждать еще немало времени, пока тайны и артефакты Кремля не откроют себя.

Чаша Святого Грааля тамплиеров

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Символ тамплиеров – два рыцаря на одной лошади

В 1307 году в Париже начались репрессии против ордена тамплиеров. Король Филипп IV Красивый начал избавляться от «государства в государстве», которое представлял собой авторитетный, богатый и воинственный орден Храма Богородицы, распространивший свое политическое и финансовое влияние на всю Европу. Естественно, что Филипп, у которого постоянно не хватало денег, был очень заинтересован в том, чтобы присвоить себе богатства ордена. Помимо сокровищ земных, орден обладал и сокровищами сакральными, наиболее известным и овеянным легендами из которых была Святая Чаша, именуемая также Святым Граалем, в которой была собрана кровь Иисуса Христа. Однако, за несколько дней до начала арестов, рыцари ордена вывезли из его парижской резиденции огромный обоз, нагруженный как раз теми сокровищами, о которых мечтал французский король. Затем эти сокровища были погружены на 18 морских галер, которые отплыли из порта Ла Рошель в восточном направлении.

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Тамплиеры на кораблях

В том же 1307 году в Новгороде московский князь Юрий Данилович, внук Александра Невского, встретил приплывший туда заморских гостей, в большинстве своем галлов, приплывших на 18 «набойных насадах» (т.е. галерах). По словам летописи, чужестранцы привезли «несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные», чем поклонились князю Юрью, владыке и всем людям; затем мореходные странники пожаловались встречавшим на «всю неправду князя галлов и папы». Получается слишком много совпадений – и год, и количество галер, и неправда «князя галлов», т.е. французского короля и Папы Римского, и, наконец, несметное множество золотой казны.

Именно с 1307 года начинается стремительный взлет Москвы: обычное русское княжество неожиданно обретает великокняжеский статус с резиденцией в нем главы русской православной церкви. По свидетельству многих источников, Иван Калита, унаследовавший московский престол после смерти своего брата Юрия Даниловича, просто-напросто покупал другие княжества и имения, становившиеся вассалами московского сюзерена. Откуда же у заштатной (в начале 14 века) Москвы взялись средства на то, чтобы стать великим княжеством к 1340 году – всего за 33 года? А уже в следующем веке Москва провозглашает себя Третьим Римом.

Мистические артефакты кремлевских подземелийЧто дало Москве такую духовную силу? В свете произошедших в 1307 году событий в Новгороде этот вопрос отпадает сам собой. Еще один вопрос: почему прибывшие чужестранцы передали казну именно московскому князю, а не князю Киевскому или великому князю Владимирскому.

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Князь Юрий Данилович Московский

Ответ на этот вопрос таков: задолго до пресловутого 1147 года Москва уже была достаточно развитым и в финансовом, и в военном отношении городом, поскольку именно ее облюбовали в качестве своего форпоста и своего комтурства на востоке Европы тамплиеры. Поэтому нет ничего удивительного, что прибывшие в Новгород рыцари-храмовники отдали сокровища ордена очень вовремя прибывшему туда же командору этого же ордена князю Юрию Даниловичу Московскому.

Но привезли ли с собой и передали ли Юрию Даниловичу тамплиеры Чашу Святого Грааля? По логике вещей – почему бы и нет. После разгрома ордена не только в Париже, но и по всей Европе кто только и где только ни искал этот сакральный артефакт, но все безрезультатно. Чашу искали в Испании, Англии, Португалии, в замках немецких и итальянских княжеств, даже в самой Франции – у альбигойцев. Однако так и не нашли ее. Поэтому на сегодняшний день Москва имеет, по крайней мере, не меньше шансов на то, что именно в ней спрятан этот великий артефакт. Помимо того, что Москва к 1307 году уже около ста лет функционировала как комтурство ордена тамплиеров на Руси, она была православным городом, окруженным другими православными городами, которым никакого дела не было до указов Римского Папы – в отличие от других европейских стран, которые либо полностью, либо частично были вынуждены подчиниться. Во-вторых, если тамплиеры передали орденские сокровища московскому князю, то они могли передать ему на сохранение и Святую Чашу.

Почему же Юрий Данилович и последовавшие за ним московские князья никогда не упоминали о Чаше? Ответ прост: в 1307 году Москва была свободна от Папы Римского, но не была свободна от Орды, которая в свою очередь поддерживала серьезные дипломатические связи с Римом. Заикнись Москва только словом об обладании таким мощным артефактом, и его тут же захватили бы либо Орда, либо Рим.
Но если Святой Грааль был все-таки передан Юрию Даниловичу на хранение, то где могли хранить его московские князья и затем цари? Конечно, прежде всего взоры устремляются к московскому Кремлю, вернее, к его подземной части, которая существовала со времен закладки самого города и со временем только расширялась и углублялась, превращаясь во второй – подземный – Кремль.

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Легендарная Чаша Святого Грааля

В последнее время появилось множество публикаций, утверждающих, что в Петр I, путешествуя по Европе, вступил в орден тамплиеров (масонов), и те передали ему Чашу Грааля, хранителем которой он стал и тайну которой унес с собой в могилу. Называется даже место предполагаемого нахождения артефакта – саркофаг Петра в Петропавловской крепости. Можно предположить, что в этой легенде проявился фактор соперничества двух столиц – Москвы и Петербурга, что косвенно подтверждает возможность того, что Чаша действительно была передана Московскому князю в 1307 году бежавшими тамплиерами и с тех пор хранится в Москве в ее главном месте силы – Кремле. То есть, в подземельях Кремля. И нет никаких сомнений, что столь сакральный и мистический артефакт был спрятан с применением всех доступных в то время магических средств охранения, а потому найти его – весьма непростая (и небезопасная) задача.

Тайна Либерии или Библиотеки Ивана Грозного

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Иван III Васильевич Грозный

В подземельях Кремля, возможно, спрятан еще один легендарный артефакт – Либерия, или Библиотека Ивана Грозного. Не очень понятно, в честь какого Ивана эта библиотека получила свое название. Привезена она была Софьей (Зоей) Палеолог в Москву в качестве приданого к ее браку с Иваном III Васильевичем, который первым получил прозвище Грозный. Однако большинство людей связывают Либерию с внуком Ивана III – Иваном IV Васильевичем Грозным, который не только любил почитывать книги из этой библиотеки, но весьма заботился о ее сохранности. Иван Грозный держал эту библиотеку в подземных палатах Кремля, доступ к ней был ограничен узким кругом лиц, получивших личное право доступа от самого царя. В качестве библиотекарей Либерии выступали трое дьяков – Андрей Щелкалов, Никита Висковатый и Никита Фуника, двое из которых впоследствии были казнены, а третий умер от болезни. Таким образом, после смерти самого Ивана Грозного и вследствие наступившей Смуты след Либерии потерялся.

Кроме Ивана IV, который, как о нем говорили, подземными ходами и палатами «изрыл всю Русь», до него знаменитую библиотеку могли так же спрятать Иван III и Софья Палеолог, с чем, по мнению некоторых историков, была связана перестройка Кремля в XV веке, когда Кремль из белокаменного стал кирпичным.

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Кирпичный Кремль после перестройки Ивана III

Поиски знаменитой Библиотеки, в которой, по преданию, хранились книги, свитки и рукописи трудов и творений едва ли не со времен создания Римской империи, начались практически сразу по смерти Ивана Грозного.

Дело в том, что изначально эта библиотека принадлежала Византийским императорам, и лишь после падения Византии через Софью Палеолог попала в Москву. Помимо этого Иван Грозный, видимо, сам существенно пополнил эту библиотеку, послав своих агентов в Европу с заданием скупить наиболее ценные древние книги и манускрипты.

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Святой Максим Грек

В сказании о Св. Максиме Греке, ученом греческом монахе, которого, по преданию, Василий III пригласил в Москву именно для того, чтобы тот перевел греческие книги из Либерии на русский язык, говорится: «отверзе царские сокровища древних великих князей прародителей своих и обрете в некоторых палатах бесчисленное множество греческих книг, словенским же людям отнюдь неразумны…».

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Иоганн Виттерман

Еще одно свидетельство о Либерии было получено от протестантского пастора Иоганна Веттермана из Дерпта, которого Иван IV Грозный пригласил в 1570 году для перевода книг. Его слова приводит в своей «Ливонской хронике» Франц Ниенштедт (XVI век): «книги, как драгоценное сокровище, хранились замурованными в двух сводчатых подвалах». От Иоганна Виттермана мы знаем примерно, какие книги входили в Библиотеку Ивана Грозного: «Сколько у царя рукописей с Востока. Таковых было всего до 800, которые частью он купил, частью получил в дар. Большая часть суть греческие, но также много и латинских. Из латинских видены мною: Ливиевы истории, которые я должен был перевести. Цицеронова книга de republica и 8 книг Historiarum. Светониевы истории о царях, так же мною переведённые. Тацитовы истории. Книга римских законов. Юстиновы истории. Кодекс конституций императора Феодосия. Вергилия Энеида и Ихт. Юстианов кодекс конституций и кодекс новелл. Сии манускрипты написаны на тонком пергаменте и имеют золотые переплёты. Мне сказывал также царь, что они достались ему от самого императора и что он желает иметь перевод оных, чего я был, однако, не в состоянии сделать. Саллюстия Югуртинская война и сатиры Сира. Цезаря комментарий и Кодра. Греческие рукописи, которые я видел были: Полибиевы истории, Аристофановы комедии. Пиндаровы стихотворения. Гелиотропов Gynothaet.. Гефестионова Geographika. Юстиниановы законы аграрные…».

Интерес к этому невероятному собранию знаний и информации был огромен. Уже в начале 17 века библиотеку ищут агенты иезуитов, в середине 17 века ее искали митрополит Газский Паисий Лигарид, хорватский ученый Юрий Крижанич, которого в конце концов российские власти сослали в Тобольск.

Мистические артефакты кремлевских подземелий

В 18 веке Либерию начали искать и сами российские власти. В своих поисках они опирались на записку пономаря московской церкви Иоанна Предтечи Конона Осипова, который, ссылаясь на рассказ умершего дьяка, описывал предполагаемое место хранения Либерии: «Есть в Москве под Кремлём-городом тайник, и в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками до стропу. А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперёк цепи в кольца проёмные, замки вислые, превеликие, печати на проволоке свинцовые, а у тех палат по одному окошку, а в них решётки без затворов. А ныне тот тайник завален землёю, за неведением, как виден ров под Цехаузной двор и тем рвом на тот тайник нашли на своды, и те своды проломаны и, проломавши, насыпали землю накрепко». Однако поиски успехом не увенчались.

В 19 веке о Либерии было много научных споров, и в конце концов директор Исторического музея князь Щербатов решился провести раскопки в Кремле. Было обнаружено несколько подземных ходов, помещений, но большинство из них были либо замурованы, либо никуда не вели. Библиотеки обнаружить не удалось, хотя несколько кладов, состоящих из монет и украшений, было найдено.

В 20 веке поисками Библиотеки Ивана Грозного занялся археолог И.Я.Стеллецкий, который до революции проводил поиски Библиотеки в Арсенальной Башне Кремля, а после революции в 1933-34 гг. провел повторные раскопки в Кремле и также нашел несколько кладов, кроме Либерии. К сожалению, его работы внезапно были остановлены и свернуты. Больше его в Кремль не пустили.

Мистические артефакты кремлевских подземелий

Дом Пашкова в Москве

В конце 20 века о намерении заняться поисками Либерии в Кремле заявил Герман Стерлигов. Его поддержала мэрия Москвы, но затем подготовка к раскопкам была свернута. Помимо этого, библиотеку Ивана Грозного искали также в Доме Пашкова и в царской усадьбе в Коломенском. Ее искали и в других городах России – Александрове и Вологде. Но пока безрезультатно.

Необходимо заметить, что артефакты такого масштаба относятся к само сохраняющимся кладам, то есть они сами определяют, когда, кем и зачем должны быть найдены. Иногда они могут показать себя кладоискателям, но таким образом, что все равно останутся недоступными, а если за ними возвращаются в другой раз, то уже ничего на этом месте не находят. Так что, в случае Святой Чаши Грааля и в случае с Либерией, скорее всего, необходимо ждать ответа судьбы.

Андрей Цуканов

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ..

1 комментарий

  1. Николай:

    Информация о святом Граале есть в известной, самой загадочной книге рукопись Войнича. рядом со знаком, который ее (и не только) обозначает есть 4 слова, которые удалось перевести: «Защищать», «Дух глубин, Бог сокровищ», «Уничтожающий», «Взламывать». Не трудно определить смысл предложения.