Мистические артефакты кремлевских подземелий
О сокровищах и кладах Кремля ходят легенды и не только. В подземельях древней крепости действительно находили и находят клады – то в виде серебряных или медных монет и пластинок, то в виде старинных и даже древних серебряных украшений, то в виде оружия или крестов.

Тайницкая башня Кремля, под которой, по слухам, были устроены особые тайники
В XIX веке в Кремле раскопали клад, в котором была чаша, наполненная античными монетами, отчеканенными еще во времена римского императора Тиберия. По официальной версии, эти монеты попали в Москву вместе со свитой Софьи Палеолог, которая прибыла из Рима и стала женой Великого князя Ивана III. Это, однако не объясняет, зачем кто-то из свиты византийской принцессы привез в Москву монеты полутора тысячелетней давности.
Но гораздо больше в Кремле еще не раскрытых тайн, не найденных кладов и сакральных артефактов. В Кремле огромное количество подземных ходов, палат, колодцев, но большинство из них либо засыпаны землей, либо замурованы камнем или даже забетонированы. Кроме того, Кремль является резиденцией правительства, и любые работы на его территории жестко регламентированы. Поэтому археологи сталкиваются здесь с большими трудностями, а обычным кладоискателям, диггерам и прочим искателям приключений в Кремль вообще нет входа. Поэтому большая часть тайн подземного Кремля до сих пор не раскрыта.

Схема исторических подземных ходов Кремля
Но не только поэтому, ведь большинство кладов и схронов скорее всего были заговорены при закладке, а значит, защищены от нахождения, по крайней мере, на определенное время. И, возможно, придется ждать еще немало времени, пока тайны и артефакты Кремля не откроют себя.
Чаша Святого Грааля тамплиеров

Символ тамплиеров – два рыцаря на одной лошади
В 1307 году в Париже начались репрессии против ордена тамплиеров. Король Филипп IV Красивый начал избавляться от «государства в государстве», которое представлял собой авторитетный, богатый и воинственный орден Храма Богородицы, распространивший свое политическое и финансовое влияние на всю Европу. Естественно, что Филипп, у которого постоянно не хватало денег, был очень заинтересован в том, чтобы присвоить себе богатства ордена. Помимо сокровищ земных, орден обладал и сокровищами сакральными, наиболее известным и овеянным легендами из которых была Святая Чаша, именуемая также Святым Граалем, в которой была собрана кровь Иисуса Христа. Однако, за несколько дней до начала арестов, рыцари ордена вывезли из его парижской резиденции огромный обоз, нагруженный как раз теми сокровищами, о которых мечтал французский король. Затем эти сокровища были погружены на 18 морских галер, которые отплыли из порта Ла Рошель в восточном направлении.

Тамплиеры на кораблях
В том же 1307 году в Новгороде московский князь Юрий Данилович, внук Александра Невского, встретил приплывший туда заморских гостей, в большинстве своем галлов, приплывших на 18 «набойных насадах» (т.е. галерах). По словам летописи, чужестранцы привезли «несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные», чем поклонились князю Юрью, владыке и всем людям; затем мореходные странники пожаловались встречавшим на «всю неправду князя галлов и папы». Получается слишком много совпадений – и год, и количество галер, и неправда «князя галлов», т.е. французского короля и Папы Римского, и, наконец, несметное множество золотой казны.
Именно с 1307 года начинается стремительный взлет Москвы: обычное русское княжество неожиданно обретает великокняжеский статус с резиденцией в нем главы русской православной церкви. По свидетельству многих источников, Иван Калита, унаследовавший московский престол после смерти своего брата Юрия Даниловича, просто-напросто покупал другие княжества и имения, становившиеся вассалами московского сюзерена. Откуда же у заштатной (в начале 14 века) Москвы взялись средства на то, чтобы стать великим княжеством к 1340 году – всего за 33 года? А уже в следующем веке Москва провозглашает себя Третьим Римом.
Что дало Москве такую духовную силу? В свете произошедших в 1307 году событий в Новгороде этот вопрос отпадает сам собой. Еще один вопрос: почему прибывшие чужестранцы передали казну именно московскому князю, а не князю Киевскому или великому князю Владимирскому.

Князь Юрий Данилович Московский
Ответ на этот вопрос таков: задолго до пресловутого 1147 года Москва уже была достаточно развитым и в финансовом, и в военном отношении городом, поскольку именно ее облюбовали в качестве своего форпоста и своего комтурства на востоке Европы тамплиеры. Поэтому нет ничего удивительного, что прибывшие в Новгород рыцари-храмовники отдали сокровища ордена очень вовремя прибывшему туда же командору этого же ордена князю Юрию Даниловичу Московскому.
Но привезли ли с собой и передали ли Юрию Даниловичу тамплиеры Чашу Святого Грааля? По логике вещей – почему бы и нет. После разгрома ордена не только в Париже, но и по всей Европе кто только и где только ни искал этот сакральный артефакт, но все безрезультатно. Чашу искали в Испании, Англии, Португалии, в замках немецких и итальянских княжеств, даже в самой Франции – у альбигойцев. Однако так и не нашли ее. Поэтому на сегодняшний день Москва имеет, по крайней мере, не меньше шансов на то, что именно в ней спрятан этот великий артефакт. Помимо того, что Москва к 1307 году уже около ста лет функционировала как комтурство ордена тамплиеров на Руси, она была православным городом, окруженным другими православными городами, которым никакого дела не было до указов Римского Папы – в отличие от других европейских стран, которые либо полностью, либо частично были вынуждены подчиниться. Во-вторых, если тамплиеры передали орденские сокровища московскому князю, то они могли передать ему на сохранение и Святую Чашу.
Почему же Юрий Данилович и последовавшие за ним московские князья никогда не упоминали о Чаше? Ответ прост: в 1307 году Москва была свободна от Папы Римского, но не была свободна от Орды, которая в свою очередь поддерживала серьезные дипломатические связи с Римом. Заикнись Москва только словом об обладании таким мощным артефактом, и его тут же захватили бы либо Орда, либо Рим.
Но если Святой Грааль был все-таки передан Юрию Даниловичу на хранение, то где могли хранить его московские князья и затем цари? Конечно, прежде всего взоры устремляются к московскому Кремлю, вернее, к его подземной части, которая существовала со времен закладки самого города и со временем только расширялась и углублялась, превращаясь во второй – подземный – Кремль.

Легендарная Чаша Святого Грааля
В последнее время появилось множество публикаций, утверждающих, что в Петр I, путешествуя по Европе, вступил в орден тамплиеров (масонов), и те передали ему Чашу Грааля, хранителем которой он стал и тайну которой унес с собой в могилу. Называется даже место предполагаемого нахождения артефакта – саркофаг Петра в Петропавловской крепости. Можно предположить, что в этой легенде проявился фактор соперничества двух столиц – Москвы и Петербурга, что косвенно подтверждает возможность того, что Чаша действительно была передана Московскому князю в 1307 году бежавшими тамплиерами и с тех пор хранится в Москве в ее главном месте силы – Кремле. То есть, в подземельях Кремля. И нет никаких сомнений, что столь сакральный и мистический артефакт был спрятан с применением всех доступных в то время магических средств охранения, а потому найти его – весьма непростая (и небезопасная) задача.
Тайна Либерии или Библиотеки Ивана Грозного

Иван III Васильевич Грозный
В подземельях Кремля, возможно, спрятан еще один легендарный артефакт – Либерия, или Библиотека Ивана Грозного. Не очень понятно, в честь какого Ивана эта библиотека получила свое название. Привезена она была Софьей (Зоей) Палеолог в Москву в качестве приданого к ее браку с Иваном III Васильевичем, который первым получил прозвище Грозный. Однако большинство людей связывают Либерию с внуком Ивана III – Иваном IV Васильевичем Грозным, который не только любил почитывать книги из этой библиотеки, но весьма заботился о ее сохранности. Иван Грозный держал эту библиотеку в подземных палатах Кремля, доступ к ней был ограничен узким кругом лиц, получивших личное право доступа от самого царя. В качестве библиотекарей Либерии выступали трое дьяков – Андрей Щелкалов, Никита Висковатый и Никита Фуника, двое из которых впоследствии были казнены, а третий умер от болезни. Таким образом, после смерти самого Ивана Грозного и вследствие наступившей Смуты след Либерии потерялся.
Кроме Ивана IV, который, как о нем говорили, подземными ходами и палатами «изрыл всю Русь», до него знаменитую библиотеку могли так же спрятать Иван III и Софья Палеолог, с чем, по мнению некоторых историков, была связана перестройка Кремля в XV веке, когда Кремль из белокаменного стал кирпичным.

Кирпичный Кремль после перестройки Ивана III
Поиски знаменитой Библиотеки, в которой, по преданию, хранились книги, свитки и рукописи трудов и творений едва ли не со времен создания Римской империи, начались практически сразу по смерти Ивана Грозного.
Дело в том, что изначально эта библиотека принадлежала Византийским императорам, и лишь после падения Византии через Софью Палеолог попала в Москву. Помимо этого Иван Грозный, видимо, сам существенно пополнил эту библиотеку, послав своих агентов в Европу с заданием скупить наиболее ценные древние книги и манускрипты.

Святой Максим Грек
В сказании о Св. Максиме Греке, ученом греческом монахе, которого, по преданию, Василий III пригласил в Москву именно для того, чтобы тот перевел греческие книги из Либерии на русский язык, говорится: «отверзе царские сокровища древних великих князей прародителей своих и обрете в некоторых палатах бесчисленное множество греческих книг, словенским же людям отнюдь неразумны…».

Иоганн Виттерман
Еще одно свидетельство о Либерии было получено от протестантского пастора Иоганна Веттермана из Дерпта, которого Иван IV Грозный пригласил в 1570 году для перевода книг. Его слова приводит в своей «Ливонской хронике» Франц Ниенштедт (XVI век): «книги, как драгоценное сокровище, хранились замурованными в двух сводчатых подвалах». От Иоганна Виттермана мы знаем примерно, какие книги входили в Библиотеку Ивана Грозного: «Сколько у царя рукописей с Востока. Таковых было всего до 800, которые частью он купил, частью получил в дар. Большая часть суть греческие, но также много и латинских. Из латинских видены мною: Ливиевы истории, которые я должен был перевести. Цицеронова книга de republica и 8 книг Historiarum. Светониевы истории о царях, так же мною переведённые. Тацитовы истории. Книга римских законов. Юстиновы истории. Кодекс конституций императора Феодосия. Вергилия Энеида и Ихт. Юстианов кодекс конституций и кодекс новелл. Сии манускрипты написаны на тонком пергаменте и имеют золотые переплёты. Мне сказывал также царь, что они достались ему от самого императора и что он желает иметь перевод оных, чего я был, однако, не в состоянии сделать. Саллюстия Югуртинская война и сатиры Сира. Цезаря комментарий и Кодра. Греческие рукописи, которые я видел были: Полибиевы истории, Аристофановы комедии. Пиндаровы стихотворения. Гелиотропов Gynothaet.. Гефестионова Geographika. Юстиниановы законы аграрные…».
Интерес к этому невероятному собранию знаний и информации был огромен. Уже в начале 17 века библиотеку ищут агенты иезуитов, в середине 17 века ее искали митрополит Газский Паисий Лигарид, хорватский ученый Юрий Крижанич, которого в конце концов российские власти сослали в Тобольск.
В 18 веке Либерию начали искать и сами российские власти. В своих поисках они опирались на записку пономаря московской церкви Иоанна Предтечи Конона Осипова, который, ссылаясь на рассказ умершего дьяка, описывал предполагаемое место хранения Либерии: «Есть в Москве под Кремлём-городом тайник, и в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками до стропу. А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперёк цепи в кольца проёмные, замки вислые, превеликие, печати на проволоке свинцовые, а у тех палат по одному окошку, а в них решётки без затворов. А ныне тот тайник завален землёю, за неведением, как виден ров под Цехаузной двор и тем рвом на тот тайник нашли на своды, и те своды проломаны и, проломавши, насыпали землю накрепко». Однако поиски успехом не увенчались.
В 19 веке о Либерии было много научных споров, и в конце концов директор Исторического музея князь Щербатов решился провести раскопки в Кремле. Было обнаружено несколько подземных ходов, помещений, но большинство из них были либо замурованы, либо никуда не вели. Библиотеки обнаружить не удалось, хотя несколько кладов, состоящих из монет и украшений, было найдено.
В 20 веке поисками Библиотеки Ивана Грозного занялся археолог И.Я.Стеллецкий, который до революции проводил поиски Библиотеки в Арсенальной Башне Кремля, а после революции в 1933-34 гг. провел повторные раскопки в Кремле и также нашел несколько кладов, кроме Либерии. К сожалению, его работы внезапно были остановлены и свернуты. Больше его в Кремль не пустили.

Дом Пашкова в Москве
В конце 20 века о намерении заняться поисками Либерии в Кремле заявил Герман Стерлигов. Его поддержала мэрия Москвы, но затем подготовка к раскопкам была свернута. Помимо этого, библиотеку Ивана Грозного искали также в Доме Пашкова и в царской усадьбе в Коломенском. Ее искали и в других городах России – Александрове и Вологде. Но пока безрезультатно.
Необходимо заметить, что артефакты такого масштаба относятся к само сохраняющимся кладам, то есть они сами определяют, когда, кем и зачем должны быть найдены. Иногда они могут показать себя кладоискателям, но таким образом, что все равно останутся недоступными, а если за ними возвращаются в другой раз, то уже ничего на этом месте не находят. Так что, в случае Святой Чаши Грааля и в случае с Либерией, скорее всего, необходимо ждать ответа судьбы.
Андрей Цуканов
Информация о святом Граале есть в известной, самой загадочной книге рукопись Войнича. рядом со знаком, который ее (и не только) обозначает есть 4 слова, которые удалось перевести: «Защищать», «Дух глубин, Бог сокровищ», «Уничтожающий», «Взламывать». Не трудно определить смысл предложения.