Мавзолей — Зиккурат на Красной площади

Время прочтения: 6 минут(ы)

В центре Москвы на Красной Площади находится одно из самых известных и в России и мире и спорных сооружений – мавзолей Ленина. В том, что мавзолей имеет весьма существенный сакральный и, возможно, магический смысл и значение, сегодня сходятся практически все, кто так или иначе сталкивался с этим сооружением или писал о нем.

Самый первый вариант мавзолея Ленина

Самый первый вариант мавзолея Ленина

История этого сооружения началась с того, что, когда в 1924 году умер Ленин, то на Красной площади буквально в течение пяти дней – к 27 января был сооружен первый небольшой деревянный мавзолей, который уже тогда имел форму зиккурата. Задание на строительство мавзолея было поручено архитектору Щусеву.

Необычный архитектор

К этому времени Щусев – всем известный архитектор, академик – звание, которое ему было присвоено в 1910 году императором. За его плечами  к этому времени были уже такие сделавшие его знаменитым здания как уникальная церковь XII века в древнем Овруче, храм преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле.

Храм преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле по проекту Щусева

Храм преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле по проекту Щусева

В 1909 году великая княгиня Елизавета Федоровна, которую в будущем канонизируют, поручает Щусеву построить храм на территории только что организованной ею в Москве Марфо-Мариинской обители.

Святая преподобномученица Елизавета держит в руках храм Покрова, построенный Щусевым

Святая преподобномученица Елизавета держит в руках храм Покрова, построенный Щусевым

Щусев справляется с этим проектом с блеском – построенный им храм и тогда и сегодня поражает своими необычными массивными формами и столь же необычными куполами.

Храм Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители

Храм Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители

В 1911 году Щусеву поручается спроектировать и построить Восточные ворота Москвы – здание Казанского вокзала. На проект выделяется сказочная по тем временам сумма в 3 млн. золотых рублей. Этот проект стал первым в истории работ Щусева, где он применил пирамидально-зиккуратную форму.

Казанский вокзал по проекту Щусева

Казанский вокзал по проекту Щусева

В середине 1913 года Щусев представил в Министерство путей сообщения детальный проект, который венчала многоступенчатая конструкция, воспроизводящая башню Сююмбике, входящую в ансамбль Казанского кремля. На ее шпиле мифический змей Зилант – символ древней Казани. То есть, как видно для того, чтобы построить зиккуратно-образное здание вовсе не обязательно было обращаться к примеру древнего Вавилона. Такого рода строений было предостаточно и в современные Щусеву времена в России. Достаточно взглянуть на некоторые из башен Московского Кремля.

Боровицкая башня Московского Кремля

Боровицкая башня Московского Кремля

Помимо всех своих архитектурных достижений Щусев был далеко не простой человек. Щусев был талантлив во всем. В частности, природа наградила его редким обаянием и напористостью, то есть умением убеждать и даже гипнотизировать людей. Первый свой заказ он получил таким образом. Однажды студент третьего курса Академии художеств Щусев узнал из газет о смерти генерала Шубина-Поздеева. И буквально через несколько дней, не имея за душой ни писем, ни рекомендаций, заявился к генеральской вдове с готовым эскизом надгробия. Пораженная и самим проектом, и обезоруживающей самоуверенностью двадцатилетнего архитектора генеральша согласилась. Так на кладбище Александро-Невской Лавры появилось первое творение Щусева – солидный памятник из кованого железа. Его автор вскоре заканчивает Академию художеств и начинает пробовать силы в архитектурной мастерской при Святейшем Синоде – он проектирует иконостасы и церкви. Первой его самостоятельной работой был иконостас собора Киево-Печерской Лавры. Ничего себе заказ для начинающего мастера!

Алексей Щусев, архитектор

Алексей Щусев, архитектор

Когда в России бушевала революция, шли конфискации и аресты, русская аристократия спешно покидала страну. Как ни странно, богатый и известный Щусев остается. Новая власть закрывает Марфо-Мариинскую обитель, замораживает стройку Казанского вокзала. Однако Щусев уже в 1918 году по заданию советского правительства приступает к проекту перепланировки Москвы. Его основные тезисы – и Кремль, и весь исторический центр города должны быть сохранены, равно как и живописная асимметричность улиц. Городу предстоит развиваться концентрическими окружностями, которые будут рассекать вылетные радиусы. Частные сады следует соединять и превращать в парки и общественные скверы. Однако его генплан не получил развития в 1923 году. Хотя через пару десятков лет Москву начали развивать именно по плану Щусева.

Еще один пример того, как Щусев выходил из затруднительных положений. В 1937 году в газете «Правда» было опубликовано письмо двух недоброжелателей о том, что «являясь несомненным мастером в прошлом, архитектор Щусев пошел по скользкому пути беспринципности в архитектуре». В его проектах и стройках нет идейности, принципиальности и подлинного творчества». В то время публикация такого письма в «Правде» означала как минимум опалу, а как максимум она была гарантированной путевкой на лесоповал, а то и расстрел. Щусева тут же исключили из Союза архитекторов СССР, его давнишнего коллегу художника Михаила Нестерова, с которым Щусев создавал Покровский Собор в Марфо-Мариинской обители, арестовали. На следующий день Алексей Щусев отправился на прием к Лаврентию Берии, недавно назначенному первым заместителем министра внутренних дел. Итог визита был такой – Нестерова выпустили, а Щусев получил новый государственный заказ — реконструкцию здания НКВД на Лубянке.

Здание НКВД, КГБ, ныне ФСБ – проект перестройки Щусева

Здание НКВД, КГБ, ныне ФСБ – проект перестройки Щусева

Если вспомнить еще, что именно Щусев проектировал знаменитые сталинские высотки, а так же создал Музей Архитектуры, который после его смерти был назван его именем, то получается, что мавзолей строил и перестраивал не простой архитектор, а человек с явными экстраординарными способностями.

Здание НКВД, КГБ, ныне ФСБ – проект перестройки Щусева

Здание НКВД, КГБ, ныне ФСБ – проект перестройки Щусева

Что такое зиккурат

Сегодня практически все исследователи мавзолея Ленина сходятся на том, что он воспроизводит форму классического древнего зиккурата.

Сам термин «зиккурат» имеет вавилонские корни (от sigguratu, что означает «вершина»). Зиккурат выглядит как пирамида, состоящая из нескольких ступенчатых террас, поставленных одна на другую, с широким основанием и заметным сужением к вершине. На вершине зиккурата располагался храм, в стенах были выполнены дренажные отверстия. Попасть в храм на вершине можно было по главной фронтальной лестнице или по одной из лестниц (пандусов), расположенных вдоль боковых стен. Внутри зиккурата, в главном зале, располагались статуи богов, выполненные из дерева и покрытые пластинами из слоновой кости и золота, с глазами из драгоценных камней.

Шумерский зиккурат

Шумерский зиккурат

Шумеры делали три уровня (в честь бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану), вавилоняне же строили башни в семь уровней. Основание храмовой башни могло быть как прямоугольным, так и квадратным, а размеры строения были более чем внушительны. Так, вавилонский зиккурат достигал в высоту почти ста метров. В стенах башен были комнаты для священников и служителей храма.

Зиккураты в представлениях древних шумеров, ассирийцев и вавилонян  олицетворяли лестницу между землей и небом. Каждая из террас была окрашена в свой цвет, условно обозначая подземный мир, мир человека, мир животных и так далее. Венчавший верхушку строения храм символизировал небо.

Вавилонский зиккурат

Вавилонский зиккурат

Судя по описаниям, оставленным Геродотом, известная нам по Библии Вавилонская башня была зиккуратом. Строение четырехугольной формы имело в основании стороны длиной по 355 метров каждая, по центру же размещалась башня длиной и шириной почти 180 метров. Сверху на ней стояли одна на другой еще семь башен, вокруг которых вилась лестница. А на венчающей это сооружение башне находился храм.Вавилонский зиккурат2

Зиккураты периода второго тысячелетия до нашей эры сохранились сегодня в Иране, времен первого тысячелетия до нашей эры – в Ираке (Вавилон, Борсип, Дур-Шаррукин).

Исследователям удалось установить, что для придания зданию более внушительного вида строители намеренно искривляли стены. В месопотамских зиккуратах стены могли быть наклонены внутрь, либо делались выпуклыми. Эти ухищрения заставляли взгляд человека невольно скользить вверх и фокусироваться на храме, венчающем верхушку. Купол этого храма нередко делали позолоченным.

Факт того, что некогда в Вавилоне возвышалось самое высокое сооружение в мире, неоспорим. Многие отождествляют его с библейской Вавилонской башней. Однако, многие авторитетные исследователи утверждают, что это остатки стен самого большого зиккурата в истории человечества, посвященного верховному богу древних вавилонян – Мардуку.Вавилонская башня

Геродот писал, что на самой вершине возвышалась огромная, отлитая из чистого золота, статуя Мардука, весов в 23,5 тонны. Здесь же находилась и священная опочивальня Величайшего из великих, где преданная жрица ежедневно ожидала своего повелителя, расстилая божественное ложе.

Именно здесь, в главном святилище, раз в году, в канун празднования начала Нового года в Вавилоне — приблизительно в первой половине марта, бога Мардука дожидалась молодая девственница, сменяющая жрицу. Она олицетворяла собой земное воплощение богини плодородия и матери всего сущего – Иштар. Девушка отбиралась из числа самых красивых, умных, воспитанных и могла быть только из благородного аристократического семейства. Бог-отец Мардук в этот день сочетался браком со своей избранницей.

Вавилонские зиккураты были семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш).

Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован в VI веке до н. э., в конце ново-вавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

До находки в начале ХХ века развалин Вавилонской башни её изображали в виде спирали. По Библии, после Ноева Потопа человечество было представлено одним народом, который хотел построить башню, чтобы «сделать себе имя». И этот рассказ вклинен в перечисление имён начала генеалогического древа человечества. Такое месторасположение в тексте обосновано, скорее всего, желанием автора показать, что задумка построения этой башни была связана с тем, чтобы сделать какое-то чрезвычайное вторжение в последующее развитие человека и человечества. Вавилонская башня стала буквально на пути этого развития и поэтому не должна была быть построена.

Бог вторгается в этот план и предотвращает это смешение языков, что останавливает дальнейшую постройку башни. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа. После начала ХХ века Вавилонскую башню изображали в виде зиккуратов. В начале ХХ века были найдены развалины Вавилонской башни. Они помогли приблизительно реконструировать строившуюся башню. Она удивительным образом напоминала древние зиккураты. Аэросъёмка подтверждает квадратную форму Вавилонской башни и выступающие ступени как у зиккуратов.

Вавилонская башня. Реконструкция начала 20-го века

Вавилонская башня. Реконструкция начала 20-го века

Существуют и другие необычные трактовки понятия зиккурат. Они говорят о том, что из суммы шифров, заключенных в слове «Зиккурат», вытекает: человек — храм божества на земле и создан по образу Бога. Вавилонская башня была построена по внутренне-архитектонической схеме богочеловека. Поскольку Бог и человек — одно, входящий в Зиккурат познает себя самого. Помаза́нник («зикк») низводит с собою град божий («ура»). Двоякий вход в Царство небесное: из Царствия проявленность Божества в человеке («зикк»), затем слава Всевышнего («ура») и врата входов и выходов («т»). Зиккурат — храм солнечного Божества. Вершина зиккурата — Брачный одр.

Башню окружало ограждение в виде круга радиусом 1,5 км. Во времена великих событий и праздников люди могли войти в нижние этажи. На вершину башен града божьего могли взойти только подготовленные и посвященные. У входа начиналась лестница из 144 ступеней. Лестница восхождения была бесконечной, и каждая ступень предполагала мистическое посвящение в следующую сферу. Взойти по всем 144 ступеням мог особый помазанник и не чаще, чем несколько раз в своей жизни. Величайшим из царей по великим праздникам позволялось восходить по всем 144 ступеням зиккурата.

Что такое Мавзолей на Красной площади

На Красной площади был построен зиккурат шумерского типа. Три уровня венчает вершина напоминающая шумерский храм – точь в точь, как это выглядело на шумерских или вавилонских зиккуратах. Как знать, а может это и есть храм? Во всяком случае, неизвестно, что содержится на полу вершины мавзолея, хотя по виду она – пустая.

Честно говоря, удивляет, когда слышатся голоса, упрекающие это сооружение в том, что оно плохо вписывается в архитектурный ансамбль московского Кремля. Достаточно взглянуть на фотографию, где как раз позади мавзолея находится одна из кремлевских башен вполне зиккурато-образного типа. Цвет мавзолея так же вполне гармонирует с цветом кремлевских стен, да и с самим названием – Красная площадь.

Мавзолей Ленина

Мавзолей Ленина

То, что это культовое и, в сущности, магическое сооружение, не вызывает сомнений. Возведено оно было в месте силы. Именно в этом месте в годы революции и гражданской войны, предшествующие смерти Ленина, находилась трибуна для митингов, на которой сам Ильич много раз выступал. Там же рядом находились братские могилы, в которых были захоронены солдаты и матросы погибшие во время штурма Кремля в 1917 году. Неизвестно, кто выбирал место для мавзолея – сам Щусев или ему «подсказали» в руководстве большевиков. Есть данные, что Щусев сам выбирал место для мавзолея, вернее, тогда речь не шла о мавзолее в том виде, в каком он имеется сейчас.

Щусева попросили соорудить временное строение, временный склеп для того, чтобы желающие могли проститься с Лениным. И Щусев выбрал место и соорудил этот склеп (1-й вариант мавзолея), который уже тогда напоминал зиккурат, одновременно напоминая и пирамиду. Однако, то ли количество народа, устремившегося проститься с Лениным, то ли еще какие-то причины навели партийную верхушку на мысль о том, чтобы сохранить тело Ленина, забальзамировав его, и построить специальное сооружение – мавзолей в виде зиккурата, в котором хранить это тело, выставлять его на всеобщее обозрение, проводить перед ним митинги и парады, и использовать как трибуну для важнейших выступлений руководства.

Ленин выступает на митинге на трибуне, которая находилась на месте будущего мавзолея

Ленин выступает на митинге на трибуне, которая находилась на месте будущего мавзолея

Официально, только 21 марта 1924 г. после переговоров ученого В. Збарского с создателем и руководителем ВЧК-ОГПУ Ф.Дзержинским было принято решение приступить к бальзамированию. Причем партийное руководство разделилось на тех, кто был «за» и тех, кто был «против». Сталин и Дзержинский были за, а вот Троцкий и Крупская были категорически против. Но реальная власть к тому времени сосредоточилась в руках Сталина и Дзержинского, то есть – ВЧК. Оба были склонны в вопросах власти задействовать нетрадиционные методы, в том числе, магию. И им был известен неординарный талант и способности Щусева – поэтому его и привлекли к этому проекту.

Щусев еще два раза перестраивал мавзолей. Первый раз в 1925 году, когда вопрос о бальзамировании тела Ленина по методу Збарского был уже решен. Щусев построил деревянный (из дуба) мавзолей-зиккурат, на котором уже была трибуна для выступления вождей и венчала этот мавзолей вершина, построенная по образцу шумерских зиккуратов. Правда у этого было большее количество уровней – семь, что соответствовало вавилонской традиции.

Второй деревянный мавзолей Ленина, построенный в 1925 году

Второй деревянный мавзолей Ленина, построенный в 1925 году

Второй раз мавзолей был перестроен в 1930 году – на этот раз он был сделан на железобетонной платформе, а стены были облицованы красивым камнем из мраморных пород. Однако на этот раз Щусев вернулся к трехуровневой структуре зиккурата.Красная площадь

Среди многочисленных публикаций на тему мавзолея встречаются две точки зрения. Одна настаивает на том, что мавзолей вместе с телом стал своего рода магической машиной на службе Сталина и советской власти. Другие делают упор исключительно на теле Ленина, как своего рода магическом артефакте, вокруг которого закручивалась, фактически, вся политическая жизнь в СССР. С этим же связывают и политическую кончину первого в мире социалистического государства. Либо, говорят сторонники теории мавзолея и тела как магической машины, мавзолей просто-напросто потерял своего оператора, мага, который им управлял. При этом намек прежде всего делается на фигуру Сталина. Умер Сталин и СССР неминуемо встал на путь постепенного разрушения. Что ж, Сталин вполне мог быть такой магической фигурой, который всю эту историю с мавзолеем затеял и потом ловко им управлял, принося, кстати, реальные многочисленные кровавые жертвы Гулага тем богам, которым был посвящен этот мавзолей. После смерти Сталина его же туда и положили.

Мавзолей Ленина - Сталина

Мавзолей Ленина — Сталина

Но в 1961 году тело Сталина вынесли из мавзолея и захоронили рядом. До кончины СССР оставалось ровно 30 лет.

Сторонники теории, что именно тело Ленина являлось магическим артефактом, который управлял политической жизнью СССР склонны видеть причину деградации и разрушения страны Советов в том, что за многие годы тело Ленина подверглось столь многочисленным обработкам различными бальзамирующими биохимическими веществами, что от него практически ничего не осталось – максимум 10-20%. Соответственно, и магическая сила этого артефакта иссякла. Надо сказать, что во время войны именно тело Ленина было эвакуировано в 1941 году из Москвы в Тюмень, где и пребывало до 1944 года. Довольно знаковая вещь – именно Тюмень стала в будущем нефтегазовой столицей СССР, которая позволила ему продержаться на плаву еще лет 20.

Мавзолей же во время войны оставался в Москве – видимо Сталин не видел большой беды в его потенциальном разрушении – всегда можно построить новый и еще более совершенный. Как известно, после войны генералиссимус занялся возведением знаменитых высоток, которые были, видимо, своего рода усилителями к магической машине мавзолея.

Главное здание МГУ на Воробьевых (в советское время – Ленинских) горах

Главное здание МГУ на Воробьевых (в советское время – Ленинских) горах

Так или иначе, но сегодня мавзолей Ленина из магического артефакта превратился скорее в артефакт исторический – держать Советский Союз он прекратил в 1991 году и остатков его магической энергии сегодня явно недостаточно для того, чтобы каким-то образом воздействовать на окружающее пространство и людей. Сегодня он – символ ушедших времен, помогающий не забывать того, что произошло в России в 20 веке.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ..