История масонов в Москве

Время прочтения: 5 минут(ы)

Происхождение масонов

Об истоках происхождения масонов существует несколько гипотез. Одни историки заявляют, что масоны появились в XVI-XVII веках как выходцы из средневековых цеховых объединений вольных каменщиков, которые имели первоначально только профессиональную направленность и лишь затем в их ряды проникли политики и военные, которые вывели масонские ложи на совершенно другой уровень – европейский высший свет. Масонские ложи были тайными, в них могли входить представители разных сословий – от низшего до принцев крови и даже самодержцев. При всем том, к ним привыкли относиться как к некой тайной оппозиции существовавшим порядкам и зачинщикам разного рода бунтов и революций. Французская революция и Декабристское восстание в России явили этому полное подтверждение.

По другой гипотезе, масоны стали наследниками тамплиеров. После того, как тамплиеры подверглись гонениям в начале 14 века по воле французского короля Филиппа IV Красивого и папы Климента VI, часть их скрылась в цеховых сообществах каменщиков-строителей и, соответственно, привнесла туда тайные обряды и мистику, характерные для ордена Храма. Наученные прежним горьким опытом тамплиеры теперь стремились к таинственности и закрытости, предпочитая полулегальную или нелегальную общественную деятельность.

Еще одна гипотеза о происхождении масонов и масонских лож основывается на том, что между тамплиерами и цеховыми каменщиками-строителями изначально существовала тесная взаимосвязь. Они естественным образом взаимодействовали во всех строительных проектах тамплиеров. А этих проектов за две сотни лет расцвета Ордена Храма были сотни и тысячи.

Тамплиеры проектировали и финансировали строительство практически всех храмов и монастырей в средневековой Европе – именно они внедрили так называемый готический стиль храмового зодчества. Помимо этого ими строились тысячи орденских комтурств, гостиниц и крепостей. Естественно, что реальное осуществление этих проектов было отдано в руки самых профессиональных и искусных строителей Европы – цеху вольных каменщиков.

Наконец, наиболее радикальная гипотеза (которая, впрочем, вполне сочетается с учением самих масонов) относит возникновение союзов вольных каменщиков к временам Древнего Египта и даже к более ранним – к эпохе древней Атлантиды. Собственно, вольные каменщики с их тайнами искусной обработки и кладки строительного камня – и есть то наследие, которое досталось нынешней цивилизации от Атлантиды, исчезнувшей в водах вселенского потопа. Ученые до сих пор бьются над загадками строительства египетских пирамид. И чем больше они вроде бы узнают, тем более таинственными и непостижимыми становятся сами эти загадки. Искусность, с которой были построены эти древние сооружения, даже сегодня вызывает изумление и уважение – повторить все эти приемы вряд ли возьмутся современные строители со всей их техникой. Сами масоны в качестве своего родоначальника называют некоего каменщика Хирама, который построил Сионский Храм.

Рассматривать вольных каменщиков как только строителей-профессионалов, набравшихся мистики у тамплиеров и получивших особое влияние в обществе благодаря тому, что в их ложи в 16-17 веках начали вступать государственные деятели и люди высшего света, наверное было бы слишком большим упрощением. Так называемые вольные каменщики скорее всего действительно явились наследием Атлантиды. Проще говоря, они были инженерами-волшебниками, чье искусство зиждилось на глубоком знании и понимании мистических тайн природы и жизни. Сначала они возводили египетские пирамиды. Затем именно масоны, когда пришло время вывели евреев из Египта и построили Сионский Храм, где до поры до времени хранились такие великие артефакты как Ковчег Завета и Чаша Грааля. Вспомним так же, что именно из храмов Древнего Египта в свое время вышли на свет Древнегреческая философия и Древнеримская юстиция.

Вполне возможно, что именно вольные каменщики в начале Крестовых походов создали орден Рыцарей Храма или орден тамплиеров, которому было поручено разыскать древние артефакты и распространить влияние и тайны масонов по всей Европе. Рыцари, по-видимому, действительно нашли артефакты под Сионским Храмом. Чем еще объяснить тот удивительный факт, что в течение 10-20 лет никому практически неизвестная группка из 9 рыцарей становится самым влиятельным орденом Европы, которому отдают свои богатства и самих себя тысячи высокородных дворян. Орден тамплиеров выполнил свое предназначение к тому моменту, когда он пал под ударами своих врагов и его остатки просто слились с рядами вольных каменщиков. И, судя по всему, масоны не простили французским королям из династии Капетингов тех нечестных методов борьбы, к которым один из них – Филипп IV Красивый —  прибег, чтобы уничтожить орден. В течение пары десятков лет после этого была сокрушена старшая ветвь этого рода. Еще через двести лет со сцены сошла средняя ветвь – Валуа, а еще через пару веков настала очередь младшей ветви Капетингов – Бурбонов – пасть под ударами Великой Французской революции, у истоков которой стояли все те же масоны.

Появление масонов в истории России и Москвы

В Домосковской Руси масоны появились, по крайней мере, в 13 веке в роли все тех же тамплиеров. Москва была тогда их комтурством, то есть форпостом тамплиеров в этих землях. Позднее уже в 14 веке тамплиеры, гонимые из Европы, привезли на Русь огромные богатства, спасенные от рук гонителей, и вложили эти богатства в проект Москвы, как будущей великокняжеской столицы. Буквально за 30 лет после этого Москва из не слишком значительного города действительно стала великокняжеской и церковной столицей Руси. А еще через сто лет она возглавила освобождение Руси от монгольского ига и стала резиденцией русских царей – Рюриковичей и Романовых. Так началось история масонов в Москве.

А что делали в это время масоны, то есть вольные каменщики. Да все то же – строили. При Иване III итальянские архитекторы и мастера выстроили новый Кремль из красного кирпича, в ту же эпоху ими были построены величайшие русские соборы – Успенский, Архангельский, храм Василия Блаженного. Создатель Архангельского собора Кремля, Аристотель Фиерованти, являлся масоном и оставил на известном соборе три огромные раковины. Поэтому Кремль, со всеми его стенами, башнями и соборами, можно считать первым (и главным) масонским местом в Москве.

Следующий этап участия масонов в становлении русского государства – будущей Российской империи – Немецкая слобода. Этот район возник в Москве еще при Василии III – в основном Немецкую слободу населяли различные военные чины, поступившие на службу к великому князю, а так же военнопленные от столкновений с Литовской Русью. Жили там и купцы, и первые мануфактурщики. Судя по всему, среди них было некоторое количество масонов (из немцев и шотландцев), которые влияли уже самим фактом своего наличия – русские люди очень быстро усваивали многие бытовые обычаи иностранцев. И, как в свое время тамплиеры, иностранцы принимали активнейшее участие в военных и торговых проектах московских самодержцев.

Петр I

Расцвет Немецкой слободы и выход российских масонов из подполья – эпоха Петра I. Масонами были главные друзья и советники Петра – Франц Лефорт (государственные дела, торговля) и шотландец генерал-аншеф Патрик Гордон (военная служба, армия). Возможно, что именно по их рекомендации, Петр Великий был посвящен в масоны во время своего первого европейского путешествия, вернувшись из которого, он начал всерьез реформировать Русь, превращая ее в Российскую Империю. Правда некоторые, более осторожные исследователи придерживаются точки зрения, что Петр I стал масоном уже после 1717 года, когда масонство было официально легализовано в Англии. Существует даже гипотеза, что Петру масоны могли доверить на хранение такие великие артефакты как Чаша Грааля – впрочем это пока ничем не подтверждено.

Конечно, с московской точки зрения, Петр вряд ли способствовал расцвету Москвы как столицы Российской Империи и как масонской столицы России. Все его усилия были направлены на Санкт-Петербург, построенный им по всем классическим масонским лекалам. В Москве от того времени осталась лишь Немецкая слобода и дворец Лефорта, построенный более 300 лет назад в том районе, который ныне так и называется – Лефортово. По тем временам это был грандиозный дворец, главная зала которого площадью 300 кв. метров, с потолками до 10 метров вмещала в себя 1500 гостей одновременно. Последние два века в этом дворце хранится военно-исторический архив русской армии. Существует так же легенда, что Франц Лефорт спрятал в этом дворце некие особые масонские артефакты, но их пока не нашли, хотя и искали, обнаружив только привидение самого Лефорта, которое, видимо, охраняет свои сокровища.

С этим дворцом многие связывали некое тяготеющее над ним проклятие. Сам Франц Лефорт прожил всего несколько недель после того, как вместе с Петром Алексеевичем отпраздновал свое новоселье в подаренном ему императором дворце. После него Петр I передарил дворец Александру Меньшикову, который через несколько лет после смерти царя был сослан в Сибирь с полной конфискацией имущества. Затем прошла череда смертей самих Романовых, связанная с этим дворцом. В этом же дворце Анна Иоанновна разорвала связывавшие ее Кондиции и вернула себе абсолютную самодержавную власть.  В 1771 году в нем размещался чумной карантин. А в 1804 году сюда въехал военный государственный архив – и находится там до сих пор. Во время оккупации Москвы Наполеоном дворец был полностью сожжен и заново построен уже только в середине 19 века. Может быть пожар, уничтоживший дворец, уничтожил, наконец, и тяготевшее над ним проклятие – больше никаких катаклизмов во дворце не случалось.

Расцвет масонства в России пришелся на вторую половину XVIII – первую четверть XIX века. Восемнадцатый век – век Просвещения, когда в России начали создаваться и строиться просветительские учреждения. И прежде всего — Московский Университет. Буквально все – инициаторы строительства университета, его ректоры и профессора были масонами довольно высоких степеней посвящения. В университете работал глава масонской ложи Иоанн Шварц, другой глава масонской ложи Новиков создал при университете издательство и типографию, печатавшую просветительские книги. Буквально все здание университета на Моховой пронизано масонским духом и испещрено масонскими символами.

Дом Пашкова — построенный в 1784-1786 гг. совершенно невероятно огромный для Москвы того времени. Проект его делал архитектор Баженов, который, по преданию, «отвернул» дом от Кремля в отместку императрице Екатерине II, с которой у него не сложились отношения. Этот дом называют одним из «самых известных масонских домов в Москве». В 19 веке в этом доме проходили собрания тайного общества масонов, а с 1843 года в нем размещался Дворянский институт.

Несмотря на то, что масоны в 18 веке в России были весьма многочисленны и многие из них занимали государственные, просветительские и военные должности (Александдр Суворов и Михаил Голенищев-Кутузов были масонами высоких степеней), тем не менее отношение к ним Романовых было противоречиво и странно. Екатерина II поначалу благоволившая к масонам и поддерживавшая их проекты, после французской революции начала гонения на масонов. Один из главных масонов Новиков был арестован, допрошен с «пристрастием» и посажен в Шлиссельбургскую крепость.  Павел I, будучи еще наследником престола, стал масоном, а уже императором возведенный в магистры Мальтийского ордена, затем вдруг подтвердил антимасонские указы своей матери и продолжил гонения на масонов.

Павел I

Его сын Александр I, так же в юности  посвященный в масонство, взойдя на престол, долгое время не только благоволил к масонству, но и всячески помогал их просветительским проектам (что, вполне возможно, стало одним из факторов, облегчивших его победу над Наполеоном). Однако в 1822 году Александр I издал указ, запретивший масонские ложи в России, что, видимо, сыграло свою роль относительно Декабристского восстания, которое произошло спустя 4 года после указа.

К масоном причисляют философа Чаадаева, поэта Вяземского. Да и самого Пушкина тоже часто причисляют к масонам. Немалая часть декабристов, особенно их руководители, являлись масонами. При этом необходимо отметить, что Николай I, которого это восстание непосредственно коснулось, не стал приравнивать всех масонов к декабристам и на масонскую деятельность смотрел в дальнейшем сквозь пальцы. Достаточно сказать, что его приближенные, шеф жандармов граф Бенкендорф и петербургский полицмейстер Дубельт, были масонами. Взаимоотношения Романовых с масонами были чрезвычайно запутаны и противоречивы. И чем запутанней они становились, тем меньше шансов остаться на российском престоле оставалось у этой династии.

В дореволюционной России были настоящие масонские храмы. Один из них находился рядом с гостиницей «Балчуг». Храмы масонов можно узнать по циркулю и раскрытой книге на фронтоне здания. Масонский храм состоит из трех помещений: 1- комната размышлений (никаких надписей, украшательства), в ней всегда лежит череп; 2- камера преддверия; 3- зал собраний.

Места, связанные с масонами, разбросаны по всей Москве. К ним относятся:

  1. Здание бывшего Английского клуба (ныне Государственный Музей Российской истории – Тверская, 21)
  2. Особняк в Гагаринском переулке (ныне Детская Больница имени Филатова — Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 3А)
  3. Ресторан ЦДЛ «Центральный дом литераторов» (бывший особняк графов Олсуфьевых – Поварская улица, д.50/53)
  4. Храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках (Нововоротниковский переулок, д.3, стр. 1)
  5. Дом страхового общества «Россия» (Дом-крепость являет собой внушительное здание, которое занимает целый квартал и находится сразу по четырем адресам: Сретенский бульвар, дом 6/1, Милютинский переулок, дом 22, Бобров переулок, дом 1 и Фролов переулок, дом 6/1.)
  6. Меньшикова Башня (ныне Церковь Архангела Гавриила – Архангельский пер., д. 15А, стр. 9)
  7. Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках (Серебрянический переулок, дом 1а)
  8. Донское кладбище (ул. Орджоникидзе, 4)
  9. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ул. Большая Ордынка, д. 20)
  10. Дом Юшкова (Российская Академия Живописи, ваяния и зодчества – Мясницкая ул., 21)
  11. Дом Н.И. Новикова (В этом доме, принадлежавшем графу И.С.Гендрикову располагалась знаменитая «Типографская компания» Новикова – центр масонского книгопечатания — Садовая-Спасская ул., 1/2 корпус 5)
  12. Усадьба Бутурлина (В ней располагалась крупнейшая в Европе начала 19 века частная библиотека Бутурлина, насчитывающая 40000 томов — Малая Почтовая ул., 4)

Андрей Цуканов

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ..