История масонов в Москве
Происхождение масонов
Об истоках происхождения масонов существует несколько гипотез. Одни историки заявляют, что масоны появились в XVI-XVII веках как выходцы из средневековых цеховых объединений вольных каменщиков, которые имели первоначально только профессиональную направленность и лишь затем в их ряды проникли политики и военные, которые вывели масонские ложи на совершенно другой уровень – европейский высший свет. Масонские ложи были тайными, в них могли входить представители разных сословий – от низшего до принцев крови и даже самодержцев. При всем том, к ним привыкли относиться как к некой тайной оппозиции существовавшим порядкам и зачинщикам разного рода бунтов и революций. Французская революция и Декабристское восстание в России явили этому полное подтверждение.
По другой гипотезе, масоны стали наследниками тамплиеров. После того, как тамплиеры подверглись гонениям в начале 14 века по воле французского короля Филиппа IV Красивого и папы Климента VI, часть их скрылась в цеховых сообществах каменщиков-строителей и, соответственно, привнесла туда тайные обряды и мистику, характерные для ордена Храма. Наученные прежним горьким опытом тамплиеры теперь стремились к таинственности и закрытости, предпочитая полулегальную или нелегальную общественную деятельность.
Еще одна гипотеза о происхождении масонов и масонских лож основывается на том, что между тамплиерами и цеховыми каменщиками-строителями изначально существовала тесная взаимосвязь. Они естественным образом взаимодействовали во всех строительных проектах тамплиеров. А этих проектов за две сотни лет расцвета Ордена Храма были сотни и тысячи.
Тамплиеры проектировали и финансировали строительство практически всех храмов и монастырей в средневековой Европе – именно они внедрили так называемый готический стиль храмового зодчества. Помимо этого ими строились тысячи орденских комтурств, гостиниц и крепостей. Естественно, что реальное осуществление этих проектов было отдано в руки самых профессиональных и искусных строителей Европы – цеху вольных каменщиков.
Наконец, наиболее радикальная гипотеза (которая, впрочем, вполне сочетается с учением самих масонов) относит возникновение союзов вольных каменщиков к временам Древнего Египта и даже к более ранним – к эпохе древней Атлантиды. Собственно, вольные каменщики с их тайнами искусной обработки и кладки строительного камня – и есть то наследие, которое досталось нынешней цивилизации от Атлантиды, исчезнувшей в водах вселенского потопа. Ученые до сих пор бьются над загадками строительства египетских пирамид. И чем больше они вроде бы узнают, тем более таинственными и непостижимыми становятся сами эти загадки. Искусность, с которой были построены эти древние сооружения, даже сегодня вызывает изумление и уважение – повторить все эти приемы вряд ли возьмутся современные строители со всей их техникой. Сами масоны в качестве своего родоначальника называют некоего каменщика Хирама, который построил Сионский Храм.
Рассматривать вольных каменщиков как только строителей-профессионалов, набравшихся мистики у тамплиеров и получивших особое влияние в обществе благодаря тому, что в их ложи в 16-17 веках начали вступать государственные деятели и люди высшего света, наверное было бы слишком большим упрощением. Так называемые вольные каменщики скорее всего действительно явились наследием Атлантиды. Проще говоря, они были инженерами-волшебниками, чье искусство зиждилось на глубоком знании и понимании мистических тайн природы и жизни. Сначала они возводили египетские пирамиды. Затем именно масоны, когда пришло время вывели евреев из Египта и построили Сионский Храм, где до поры до времени хранились такие великие артефакты как Ковчег Завета и Чаша Грааля. Вспомним так же, что именно из храмов Древнего Египта в свое время вышли на свет Древнегреческая философия и Древнеримская юстиция.
Вполне возможно, что именно вольные каменщики в начале Крестовых походов создали орден Рыцарей Храма или орден тамплиеров, которому было поручено разыскать древние артефакты и распространить влияние и тайны масонов по всей Европе. Рыцари, по-видимому, действительно нашли артефакты под Сионским Храмом. Чем еще объяснить тот удивительный факт, что в течение 10-20 лет никому практически неизвестная группка из 9 рыцарей становится самым влиятельным орденом Европы, которому отдают свои богатства и самих себя тысячи высокородных дворян. Орден тамплиеров выполнил свое предназначение к тому моменту, когда он пал под ударами своих врагов и его остатки просто слились с рядами вольных каменщиков. И, судя по всему, масоны не простили французским королям из династии Капетингов тех нечестных методов борьбы, к которым один из них – Филипп IV Красивый — прибег, чтобы уничтожить орден. В течение пары десятков лет после этого была сокрушена старшая ветвь этого рода. Еще через двести лет со сцены сошла средняя ветвь – Валуа, а еще через пару веков настала очередь младшей ветви Капетингов – Бурбонов – пасть под ударами Великой Французской революции, у истоков которой стояли все те же масоны.
Появление масонов в истории России и Москвы
В Домосковской Руси масоны появились, по крайней мере, в 13 веке в роли все тех же тамплиеров. Москва была тогда их комтурством, то есть форпостом тамплиеров в этих землях. Позднее уже в 14 веке тамплиеры, гонимые из Европы, привезли на Русь огромные богатства, спасенные от рук гонителей, и вложили эти богатства в проект Москвы, как будущей великокняжеской столицы. Буквально за 30 лет после этого Москва из не слишком значительного города действительно стала великокняжеской и церковной столицей Руси. А еще через сто лет она возглавила освобождение Руси от монгольского ига и стала резиденцией русских царей – Рюриковичей и Романовых. Так началось история масонов в Москве.
А что делали в это время масоны, то есть вольные каменщики. Да все то же – строили. При Иване III итальянские архитекторы и мастера выстроили новый Кремль из красного кирпича, в ту же эпоху ими были построены величайшие русские соборы – Успенский, Архангельский, храм Василия Блаженного. Создатель Архангельского собора Кремля, Аристотель Фиерованти, являлся масоном и оставил на известном соборе три огромные раковины. Поэтому Кремль, со всеми его стенами, башнями и соборами, можно считать первым (и главным) масонским местом в Москве.
Следующий этап участия масонов в становлении русского государства – будущей Российской империи – Немецкая слобода. Этот район возник в Москве еще при Василии III – в основном Немецкую слободу населяли различные военные чины, поступившие на службу к великому князю, а так же военнопленные от столкновений с Литовской Русью. Жили там и купцы, и первые мануфактурщики. Судя по всему, среди них было некоторое количество масонов (из немцев и шотландцев), которые влияли уже самим фактом своего наличия – русские люди очень быстро усваивали многие бытовые обычаи иностранцев. И, как в свое время тамплиеры, иностранцы принимали активнейшее участие в военных и торговых проектах московских самодержцев.
Петр I
Расцвет Немецкой слободы и выход российских масонов из подполья – эпоха Петра I. Масонами были главные друзья и советники Петра – Франц Лефорт (государственные дела, торговля) и шотландец генерал-аншеф Патрик Гордон (военная служба, армия). Возможно, что именно по их рекомендации, Петр Великий был посвящен в масоны во время своего первого европейского путешествия, вернувшись из которого, он начал всерьез реформировать Русь, превращая ее в Российскую Империю. Правда некоторые, более осторожные исследователи придерживаются точки зрения, что Петр I стал масоном уже после 1717 года, когда масонство было официально легализовано в Англии. Существует даже гипотеза, что Петру масоны могли доверить на хранение такие великие артефакты как Чаша Грааля – впрочем это пока ничем не подтверждено.
Конечно, с московской точки зрения, Петр вряд ли способствовал расцвету Москвы как столицы Российской Империи и как масонской столицы России. Все его усилия были направлены на Санкт-Петербург, построенный им по всем классическим масонским лекалам. В Москве от того времени осталась лишь Немецкая слобода и дворец Лефорта, построенный более 300 лет назад в том районе, который ныне так и называется – Лефортово. По тем временам это был грандиозный дворец, главная зала которого площадью 300 кв. метров, с потолками до 10 метров вмещала в себя 1500 гостей одновременно. Последние два века в этом дворце хранится военно-исторический архив русской армии. Существует так же легенда, что Франц Лефорт спрятал в этом дворце некие особые масонские артефакты, но их пока не нашли, хотя и искали, обнаружив только привидение самого Лефорта, которое, видимо, охраняет свои сокровища.
С этим дворцом многие связывали некое тяготеющее над ним проклятие. Сам Франц Лефорт прожил всего несколько недель после того, как вместе с Петром Алексеевичем отпраздновал свое новоселье в подаренном ему императором дворце. После него Петр I передарил дворец Александру Меньшикову, который через несколько лет после смерти царя был сослан в Сибирь с полной конфискацией имущества. Затем прошла череда смертей самих Романовых, связанная с этим дворцом. В этом же дворце Анна Иоанновна разорвала связывавшие ее Кондиции и вернула себе абсолютную самодержавную власть. В 1771 году в нем размещался чумной карантин. А в 1804 году сюда въехал военный государственный архив – и находится там до сих пор. Во время оккупации Москвы Наполеоном дворец был полностью сожжен и заново построен уже только в середине 19 века. Может быть пожар, уничтоживший дворец, уничтожил, наконец, и тяготевшее над ним проклятие – больше никаких катаклизмов во дворце не случалось.
Расцвет масонства в России пришелся на вторую половину XVIII – первую четверть XIX века. Восемнадцатый век – век Просвещения, когда в России начали создаваться и строиться просветительские учреждения. И прежде всего — Московский Университет. Буквально все – инициаторы строительства университета, его ректоры и профессора были масонами довольно высоких степеней посвящения. В университете работал глава масонской ложи Иоанн Шварц, другой глава масонской ложи Новиков создал при университете издательство и типографию, печатавшую просветительские книги. Буквально все здание университета на Моховой пронизано масонским духом и испещрено масонскими символами.
Дом Пашкова — построенный в 1784-1786 гг. совершенно невероятно огромный для Москвы того времени. Проект его делал архитектор Баженов, который, по преданию, «отвернул» дом от Кремля в отместку императрице Екатерине II, с которой у него не сложились отношения. Этот дом называют одним из «самых известных масонских домов в Москве». В 19 веке в этом доме проходили собрания тайного общества масонов, а с 1843 года в нем размещался Дворянский институт.
Несмотря на то, что масоны в 18 веке в России были весьма многочисленны и многие из них занимали государственные, просветительские и военные должности (Александдр Суворов и Михаил Голенищев-Кутузов были масонами высоких степеней), тем не менее отношение к ним Романовых было противоречиво и странно. Екатерина II поначалу благоволившая к масонам и поддерживавшая их проекты, после французской революции начала гонения на масонов. Один из главных масонов Новиков был арестован, допрошен с «пристрастием» и посажен в Шлиссельбургскую крепость. Павел I, будучи еще наследником престола, стал масоном, а уже императором возведенный в магистры Мальтийского ордена, затем вдруг подтвердил антимасонские указы своей матери и продолжил гонения на масонов.
Его сын Александр I, так же в юности посвященный в масонство, взойдя на престол, долгое время не только благоволил к масонству, но и всячески помогал их просветительским проектам (что, вполне возможно, стало одним из факторов, облегчивших его победу над Наполеоном). Однако в 1822 году Александр I издал указ, запретивший масонские ложи в России, что, видимо, сыграло свою роль относительно Декабристского восстания, которое произошло спустя 4 года после указа.
К масоном причисляют философа Чаадаева, поэта Вяземского. Да и самого Пушкина тоже часто причисляют к масонам. Немалая часть декабристов, особенно их руководители, являлись масонами. При этом необходимо отметить, что Николай I, которого это восстание непосредственно коснулось, не стал приравнивать всех масонов к декабристам и на масонскую деятельность смотрел в дальнейшем сквозь пальцы. Достаточно сказать, что его приближенные, шеф жандармов граф Бенкендорф и петербургский полицмейстер Дубельт, были масонами. Взаимоотношения Романовых с масонами были чрезвычайно запутаны и противоречивы. И чем запутанней они становились, тем меньше шансов остаться на российском престоле оставалось у этой династии.
В дореволюционной России были настоящие масонские храмы. Один из них находился рядом с гостиницей «Балчуг». Храмы масонов можно узнать по циркулю и раскрытой книге на фронтоне здания. Масонский храм состоит из трех помещений: 1- комната размышлений (никаких надписей, украшательства), в ней всегда лежит череп; 2- камера преддверия; 3- зал собраний.
Места, связанные с масонами, разбросаны по всей Москве. К ним относятся:
- Здание бывшего Английского клуба (ныне Государственный Музей Российской истории – Тверская, 21)
- Особняк в Гагаринском переулке (ныне Детская Больница имени Филатова — Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 3А)
- Ресторан ЦДЛ «Центральный дом литераторов» (бывший особняк графов Олсуфьевых – Поварская улица, д.50/53)
- Храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках (Нововоротниковский переулок, д.3, стр. 1)
- Дом страхового общества «Россия» (Дом-крепость являет собой внушительное здание, которое занимает целый квартал и находится сразу по четырем адресам: Сретенский бульвар, дом 6/1, Милютинский переулок, дом 22, Бобров переулок, дом 1 и Фролов переулок, дом 6/1.)
- Меньшикова Башня (ныне Церковь Архангела Гавриила – Архангельский пер., д. 15А, стр. 9)
- Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках (Серебрянический переулок, дом 1а)
- Донское кладбище (ул. Орджоникидзе, 4)
- Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ул. Большая Ордынка, д. 20)
- Дом Юшкова (Российская Академия Живописи, ваяния и зодчества – Мясницкая ул., 21)
- Дом Н.И. Новикова (В этом доме, принадлежавшем графу И.С.Гендрикову располагалась знаменитая «Типографская компания» Новикова – центр масонского книгопечатания — Садовая-Спасская ул., 1/2 корпус 5)
- Усадьба Бутурлина (В ней располагалась крупнейшая в Европе начала 19 века частная библиотека Бутурлина, насчитывающая 40000 томов — Малая Почтовая ул., 4)
Андрей Цуканов