Шапка Мономаха — Главный Артефакт Власти

Время прочтения: 7 минут(ы)

Шапка Мономаха – первый венец или первая корона Царей Всея Руси. Как ни странно, она прекрасно сохранилась и дошла до наших дней в своем первозданном виде. Этой шапкой венчались на царство все Московские цари, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Петром I. Однако происхождение Шапки Мономаха в истории Руси весьма туманно, а само ее название скорее вводит в заблуждение, чем проясняет этот вопрос.

Шапка Мономаха

Кроме того, в те времена царские венцы делались не только исходя из красивости и ценности камней, иначе на всех них просто понатыкали бы алмазов и рубинов, как это начали делать с 18 века, например на знаменитой короне Российской империи, которая выглядит как большая хрустальная ваза.

Большая корона Российской империи. 18 век

Большая корона Российской империи. 18 век

Напротив, на Шапке Мономаха мы видим не только сапфиры, и изумруды, но и шпинель, не только золото, но и серебро с медью. И совсем не видим алмазов. Вряд ли это было сделано из экономии средств. В те времена на царственных особах экономить можно было только с большим риском для здоровья. По каким же причинам Шапка Мономаха выглядит столь небогато и почему, несмотря на это, ее ценность сегодня невозможно даже определить?

Камни на шапке Мономаха

Жемчуг на золотом кресте шапки Мономаха и в его основании имеется четыре жемчужины; на яблоке шапки Мономаха ещё три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней – четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего – 32 жемчужины. А также Шапку украшают:

  • Сапфир синий. Один камень на яблоке.
  • Сапфир жёлтый. Один камень на яблоке.
  • Рубин. Два камня на дощечках.
  • Изумруд. Четыре камня на дощечках.
  • Шпинель красная. Один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего – 3 камня.Шапка Мономаха

Таким образом, на шапке Мономаха расположено шесть видов камней общим числом 43.

Сама шапка Мономаха изготовлена из золота. Внутри шапки, согласно Описи, винты медные. Опись 1696 года сообщает, что закладки и крючки внутренности шапки Мономаха, изготовлены из серебра.

Оценка качества использованных в оформлении шапки Мономаха камней и металлов невольно порождает вопрос: почему на таком значительном церемониальном предмете, фактически, короне Московских великих князей и царей, используются такие не столь драгоценные предметы как красная шпинель, серебро и медь, явно проигрывающие в цене рубинам и золоту?

Сделать это по недосмотру или из экономии было вряд ли возможно, ибо такие деяния в отношении такого предмета царской одежды были бы весьма чреваты для изготовителей. Поэтому смысл «замещения» рубинов тремя камнями красной шпинели и золота — серебром с медью всё-таки был другой, как, впрочем, и использование других более драгоценных камней и жемчуга.

Средневековая теория ювелирной работы

Испанский король Альфонс X Мудрый (1221—1284), один из самых образованных государей его времени, занимавшийся наукой, философией и астрологией, писал, что каждый драгоценный, полудрагоценный и поделочный камень обладает не только природой определённой планеты септенера, но и связан с определённой неподвижной звездой.

Альфонс X Мудрый (1221—1284)

Альфонс X Мудрый (1221—1284)

Воспринимая окружающий свет, камень из всего светового спектра безошибочно «вычленяет» и «сублимирует» «свой» свет, который соответствует его природе. При этом излучение, не соответствующее природе камня, отсеивается. После «обработки» полученного и отобранного света камень «транслирует» квинтэссенцию собственной энергии вовне, в пределах «своей ауры».

Человеку для того, чтобы эффективнее добиваться определенных целей, необходимо подобрать соответствующий камень и начать использовать его влияние для усиления своего астрального тела. Выбор места присутствия камня по Альфонсу X Мудрому должен соответствовать главному принципу – минерал должен получать максимальное количество света. Поэтому к оптимальным местам его ношения относятся голова, шея, руки и соответствующие предметы одежды и костюма. Головные уборы, в том числе.

Ювелирные мастера XIII – XIV веков знали много больше своих сегодняшних европейских коллег, практически не работающих с украшениями, на головных уборах.

Когда была изготовлена шапка Мономаха

Для начала учтем, что официальная версия происхождения шапки Мономаха (обычно принято говорить, что это подарок Византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку Владимиру) формируется к 1518 году и относится к правлению Ивана III.

Византийский император Константин IX Мономах

Византийский император Константин IX Мономах

То, что шапка никакого отношения к Владимиру Мономаху не имеет, наверное, уже ни для кого не секрет. И двухлетний возраст Владимира на момент смерти деда, византийского императора Константина IX Мономаха, и повальная детская смертность того времени, и борьба кланов за киевский трон, и экспертная оценка датировки шапки (не ранее XIII-XIV веков) – всё говорит в пользу того, что версия происхождения шапки «от Владимира Мономаха» не выдерживает проверки на достоверность.

Хотя следует заметить, что византийский император любил дарить короны. Так, настоящая корона Константина IX Мономаха была действительно изготовлена в Константинополе в императорских мастерских и подарена им венгерскому королю Андрею I (1047-1061) по случаю его бракосочетания с дочерью Великого князя Киевского Ярослава Мудрого Анастасией. Но эта корона, что называется, и рядом не лежала с Шапкой Мономаха.

Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею

Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею

Естественно, что тот, кто заказывал эту шапку для себя или для своих наследников был заинтересован в том, чтобы этот фактически царский венец вел свое происхождение от императоров Византии. Нужно вспомнить, что в Московской Руси все это «византиефильство» началось в царствование Ивана III, когда и сама Москва была названа Третьим Римом, а Иван III женился на дочери последнего византийского императора.

Само название «Шапка Мономаха» не должно вводить в заблуждение. История знает и другие случаи, когда царские или даже императорские венцы получали название по именам царственных особ, которые к ним не имели никакого отношения. Например, императорская корона Карла Великого — в средневековье именно она была самой престижной и значимой монаршей короной. Ею короновались почти все императоры Священной Римской империи. Однако, несмотря на свое название никакого отношения к Карлу Великому она не имела – разве что символическое. Поскольку изготовлена она была примерно в 960 году для императора Оттона Первого. А император Карл Великий (747 — 814) жил примерно за 150 лет до этого.

Императорская корона Карла Великого

Императорская корона Карла Великого

Парадоксы «Царского титулярника»

В «Царском титулярнике» 1672 года, иллюстрированном портретами русских монархов, наблюдается прелюбопытная картина. Из всех Великих князей Киевских только на гравюре Владимира Мономаха «угадывается» прообраз исследуемой шапки. Но только «прообраз», так как «каноническому» виду шапки Мономаха головной убор Мономаха соответствует с большой натяжкой: клинообразной формой шлема и собольей опушкой.Шапка Мономаха - Главный Артефакт Власти

Ни навершия с крестом, ни драгоценных камней, ни золотой скани – ничего этого на «гравюрной» шапке нет.

Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника

Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника

Это притом, что «Титулярник» был создан как «справочник по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составленный в качестве пособия в дипломатической переписке».

После Владимира киевские и московские князья  – все изображены с непокрытыми головами. Вплоть до Ивана IV Грозного, который в этой шапке венчался на царство, став царем Всея Руси, что называется, официально.

С этого момента шапка, превратившаяся уже в царский венец или корону, изображена на головах всех московских царей вплоть до Петра I, который, кстати, венчался на царство не в оригинальной шапке Мономаха, а в ее копии – «шапке Мономаха второго наряда», изготовленной в мастерских Кремля специально для него.

В шапке Мономаха венчался его старший сводный брат царь Иван V.

Царь Иван V Алексеевич - Последний Царь Коронованный Шапкой Мономаха

Царь Иван V Алексеевич

Для кого могла быть изготовлена Шапка Мономаха

Прежде всего логично было бы предположить, что Иван Грозный и заказал себе Шапку Мономаха для венчания на царство.

Для того, чтобы понять, заказывал Иван Грозный шапку или нет, необходимо взглянуть на его гороскоп и соотнести этот гороскоп с геммоастрологическим анализом Шапки Мономаха.

Тем более, что личный гороскоп Ивана Грозного в наличии имеется. В настоящее время это – первый известный гороскоп, созданный в России. Обнаружил его современный российский астролог Антон Григорьев в «Методе астрологии» Иоганна Гарце». Удивительного в этом ничего нет, поскольку Иван Грозный весьма тесно контактировал с иностранными астрологами и врачевателями.

Что же показывает это соотнесение. В принципе, камни употребленные при создании Шапки Мономаха, должны были бы усиливать некоторые положительные моменты царствования царя – забота о монаршей казне, забота о подданных и даже усиление любовных моментов жизни монарха. Что же, Иван Грозный действительно заботился о казне и даже хвастал своими богатствами перед иностранными послами.

Иван Грозный показывает английскому послу Горсею свои сокровища

Иван Грозный показывает английскому послу Горсею свои сокровища

В этом же русле стоят и завоевания Казани, Астраханского и Сибирского царств, которые, кстати, прибавили к головным уборам Грозного еще одну «шапку» — Казанскую. Эта шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Её изготовили ювелиры покоренного ханства – для нее использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.

Казанская шапка Ивана Грозного

Казанская шапка Ивана Грозного

Заметим опять же, что еще две шапки из царского арсенала – Астраханская и Сибирская, были изготовлены много позже правления Ивана Грозного.

Что касается усиления любовной компоненты, то она у Ивана Васильевича, имевшего 4 законных жены, и еще сколько-то незаконных, была безусловно усилена. Ну и, наконец, забота о подданных – здесь нет однозначного ответа. Заметим только, что жаркие споры о том, был ли царь Иван хорош для своих подданных, не утихают и по сей день.

Совмещение гороскопа Ивана Грозного и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха

Совмещение гороскопа Ивана Грозного и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха

Однако, по мнению специалистов, те, кто изготавливал шапку для Ивана Грозного, если предположить, что шапка изготавливалась именно для него, допустили при подборе элементов шапки, то есть подборе камней и металлов, несколько грубых ошибок. Употребив такие компоненты, как желтый сапфир, изумруд и медь, они открыли лично для клиента VI, VIII и XII дома его гороскопа, то есть активировали или, вернее, усилили кармические компоненты забот и болезней (VI дом), смерти (VIII дом) и длительной изоляции (XII дом).

Иван Грозный венчается на царство в Шапке Мономаха

Иван Грозный венчается на царство в Шапке Мономаха

Если предположить, что шапка изготавливалась конкретно под царствование Ивана Грозного, то ее изготовителей вполне можно обвинить в измене и сознательном преступлении против страны и престола, поскольку не найдётся ни современника Грозного, ни нынешнего историка, решившегося назвать время правления Ивана IV «золотым веком» российской истории. То есть тот факт, что Шапка Мономаха внесла свой, отнюдь не положительный вклад в историю России, не подлежит сомнению. Но допускать такие просчеты специально в те времена было слишком опасно, ведь другие астрологи и ювелиры запросто могли уличить злоумышленников и тогда их ждала бы участь царского чародея Елисея Бомелиуса. Таким образом, специально для Ивана Грозного такую шапку изготовить могли только самоубийцы.

Для кого же еще могла быть изготовлена эта Шапка? История утверждает, что Иван Грозный был первым царем, венчавшимся в Шапке Мономаха. Но на самом деле, был еще один человек, который так же венчался в этой шапке, но царем так и не стал. Соответственно, и имя его практически не упоминается в исторических хрониках.

«Железная маска» по-российски

Александр Дюма сделал «железную маску» архетипическим персонажем в мировой культуре. Там, где есть власть и богатство, всегда есть борьба не на жизнь, а на смерть между теми (как правило, ближайшими родственниками), кто на это все хотел бы, как говорится, наложить свою лапу. В результате, победитель получает все, а участь проигравшего незавидна.

Вернемся к эпохе Ивана Васильевича, но не четвертого, а его деда — Ивана Третьего. Собственно, именно при нем был поднят вопрос о переходе от статуса Московского Великого князя к статусу Государя Всея Руси.

Иван III Васильевич Великий

Иван III Васильевич Великий

У Ивана III было две жены. Первая, Мария Борисовна Тверская, родила 15 февраля 1458 года сына Ивана, именуемого в историографии Иван Иванович Молодой. Умерла через 9 лет, в 1467 году, предположительно была отравлена. В 1472 году овдовевший Иван III заключает второй брак с более известной Софьей (Зоей) Палеолог, дочерью последнего византийского императора. Софья в 1479 году родила Ивану III второго сына – будущего московского князя Василия III, отца Ивана Грозного.

Примерно в это же время в 1483 году у сына Ивана III от первого брака, Ивана Молодого, от брака с Еленой Волошанкой рождается сын Дмитрий, внук Ивана III. Сам же Иван Молодой скоропостижно скончался в 1490 году. После этого серьезно встал вопрос о престолонаследии. Вначале Иван Третий склонился на сторону внука Дмитрия так, что даже решил сделать его своим соправителем. К февралю 1498 года Иван III решил подчеркнуть своё решение торжественной церемонией – венчанием на престол Дмитрия Внука, для чего и была использована Шапка Мономаха.

В этот день Иван III в сопровождении бояр ввёл своего тогда уже пятнадцатилетнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского. Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии – бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия Внука.

Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича Внука

Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича Внука

Но ожесточенная борьба под великокняжеским ковром продолжалась, ибо гречанка Софья Палеолог была не из тех, кто принимает поражение. Есть историческая гипотеза, утверждающая, что именно ее настойчивому воздействию на мужа Московское государство обязано освобождением от татаро-монгольского ига. Тем более, она продолжала сражаться за августейшие права своего сына Василия, будущего отца Ивана Грозного.

Софья Палеолог

Софья Палеолог

В конце концов «партия», поддерживающая царевича Василия и великую княгиню Софью Палеолог, взяла верх, и часть сторонников Дмитрия и его матери Елены Волошанки была казнена. Иван III назвал Василия государем, великим князем Новгорода и Пскова, но какое-то время Дмитрий еще именовался великим князем Владимирским и Московским.

В 1502 году, после того как Иван III передал права наследования своему сыну Василию, Дмитрий с матерью попали в окончательную опалу, были заключены под стражу и их имена было запрещено упоминать при богослужениях. После смерти Ивана III, уже при Василии III в 1505 году Дмитрий был окован в «железа» и содержался в «тесном заключении», где и скончался в 1509 году. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Такова печальная судьба этого несостоявшегося монарха, приходившегося Ивану Грозному сводным двоюродным братом.

Шапка Мономаха для двоюродного брата Ивана Грозного

Вернемся к предположению, что именно Иван III заказал Шапку Мономаха для своего внука Дмитрия. Специалисты по геммо-астрологии проверили эту гипотезу, тем более что день рождения Дмитрия Внука известен — 10 октября 1483 года.

Итог анализа поразил исследователей. В аспектах камней и металлов к планетам нет ни одного дубляжа, ни одного аспекта к фиктивной точке, ни одного аспекта «в никуда» и только один негативный аспект. При этом, будто предусмотрительно «оставлены без внимания» природные вредители – Сатурн и Марс, явно не «блещущие» достоинствами и возможно управляющие в карте «неподлежащими открытию» домами.

Совмещение космограммы Дмитрия Внука и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха

Совмещение космограммы Дмитрия Внука и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха

Выводы были очевидны — это лучший выбор камней Первой группы и металлов применительно к космограмме Дмитрия Внука — лица, для которого «шапка Мономаха» и была изначально изготовлена. Камни на «шапку Мономаха» были нанесены для коронации внука Ивана III Дмитрия к февралю 1498 года по итогам геммоастрологических советов, данных мастерами стран Ближнего Востока.

Очевидно, что наличествует как внутренняя взаимосвязь подобранных камней и металлов между собой, так и взаимосвязь внешняя между камнями и металлами с планетами космограммы адресата шапки – Дмитрия Внука. Возможность совпадения, не зависящего от посторонней воли, здесь минимальна, то есть попросту ничтожно мала.

Конечно, необходимо учитывать, что даже сделанная по всем правилами и законам астрологической гемологии Шапка Мономаха не была предназначена для того, чтобы менять человеческую карму или судьбу самой по себе. Это не магический артефакт. Драгоценные камни и металлы лишь усиливают проходящее через них излучение небесных тел, давая дополнительные возможности своему носителю для того, чтобы усилить воздействие позитивных аспектов своей кармы и уменьшить воздействие негативных аспектов. Это своего рода оптический прицел, помогающий стрелку точнее поразить цель, но саму цель, как и направление выстрела и момент выстрела стрелок определяет сам.

Поэтому, будучи сделанной конкретно для Дмитрия Внука, Шапка Мономаха не изменила его печальной судьбы, и, в  то же время, будучи плохо подходящей для его двоюродного брата Ивана Грозного, она тем не менее, не оказала на него столь негативного воздействия.

Впрочем, с точки зрения кармической это тоже может быть интерпретировано по-другому. И даже совсем наоборот.

Ведь Иван Грозный не зря был назван таким прозвищем. Непрерывные войны, отнюдь не все из которых были победоносны – при нем татары сожгли Москву. Истребление множества боярских и княжеских родов, опричнина, от которой во множестве пострадали и вовсе далекие от власти люди. Наконец, карма первого русского царя, как унаследованная от прошлых жизней, так и наработанная, была настолько тяжкой, что он прямо или косвенно уничтожил весь свой царственный род, став последним государем в своей династии – есть ли более тяжкое наказание для царствующей особы? После него в государстве началась Смута, в результате которой российское государство вообще могло исчезнуть как таковое, и которую он же вольно или невольно подготовил всеми своими действиями и своей политикой.

Эту картину можно интерпретировать как символическое изображение кармы Ивана Грозного

Эту картину можно интерпретировать как символическое изображение кармы Ивана Грозного

Что же касается участи Дмитрия Внука, то и на нее можно взглянуть по-другому с кармической точки зрения. Дмитрий Внук, как и Иван Грозный, был внуком Ивана III Великого, но представлял другую ветвь – тверскую, поскольку его бабка была до замужества дочерью Великого князя Тверского. То есть он был частью уходящей ветви, поскольку сначала исчезло Великое княжество Тверское, став просто русским городом Тверью, потом отравили его бабку, потом умер его отец, наследник престола, Иван Молодой. Ничего удивительного, что Иван III перенес любовь к сыну-наследнику на внука, назначив его, соответственно, наследником.

Он же заказал ему Шапку Мономаха и посоветовался с восточными астрологами, какими камнями и металлами она должна быть украшена. В пятнадцать лет Дмитрий стал соправителем государства, но уже через четыре года умирающий дед под воздействием жены Софьи Палеолог лишает его своего покровительства и он становится заключенным, русским вариантом «железной маски». То есть Дмитрий попал под жернова родовой кармы и, кто знает, может быть очистил ее своей трагической судьбой. Здесь нельзя ничего сказать с уверенностью, но страшно даже представить, что могло быть со страной, начни ею править государь с такой родовой кармой.

Предполагаемое изображение Дмитрия Внука на «Пелене Елены Волошанки»

Предполагаемое изображение Дмитрия Внука на «Пелене Елены Волошанки»

Вполне возможно, что те астрологи, с которыми советовался Иван III, все это знали и подобрали камни для Шапки таким образом, чтобы они помогали ее носителю изживать свою карму наилучшим образом.

Совершенно очевидно, что вплоть до 17 столетия практически все короны и царские венцы делались с учетом данных гороскопа заказчика, и, соответственно кармических данных его самого и его рода. Соответственно этому подбирались драгоценные камни и металл. Такова железная корона лангобардов, которой, начиная  с 7 века по 19 век, короновались все итальянские короли, императоры священной Римской империи и Австрийской империи, включая Наполеона.Шапка Мономаха - Главный Артефакт Власти

Такова же и уже описанная выше Корона Карла Великого. Одной из последних таких корон была, по-видимому, корона Австрийской империи, она же личная корона Рудольфа II Габсбурга, изготовленная в Праге в 1602 году Жаном Вермейеном, одним из выдающихся ювелиров того времени.Шапка Мономаха - Главный Артефакт Власти

Читайте также — Яков Брюс и Астрологическая Карта Москвы

Обучение Эзотерике Онлайн

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ..