Призраки Московского Кремля часть 2
(Продолжение)
Продолжаем серию материалов посвященных призракам Московского Кремля. Каждый призрак представляет личность имевшую свою историю важную не только для него самого, но и для истории страны.
Василий Темный
Среди московских князей Великий князь Василий II Васильевич Темный (1415–1462) отличился тем, что великокняжеский престол шатался под ним как никогда до и после него – пять раз Василий II был свергнут с престола своими соперниками, принадлежавшими к другим ветвям потомства Ивана Калиты и Дмитрия Донского. И пять раз Василий Васильевич возвращался обратно на московский трон.

Во время последней пятой опалы, свергнутый своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой, от которого даже осталось крылатое выражение, обозначающее скорый и неправый «Шемякин суд», Василий Васильевич был ослеплен в 1446, что не помешало ему уже в феврале 1447 года вернуть себе, на этот раз уже окончательно, московский трон.

Василий Темный отличился еще в одном конфликте – церковном. В те времена московского митрополита назначали и утверждали в Константинополе. В 1436 году вопреки воле Василия Константинополь назначил митрополитом грека Исидора. Византия доживала свои последние годы и в попытке спасти хоть что-то от поглощения турками византийский император попытался договориться с папой римским о заключении унии католичества и православия.

Хотя князь Василий и встретил Исидора с неприязнью, хитрый грек Исидор сумел убедить великого князя в необходимости своей поездки на Флорентийский собор, на котором он обещал защитить православие от католиков. Получив от Василия II деньги и 100 человек свиты, Исидор выехал в 1437 на церковный собор в Италию.
Но на Флорентийском соборе Исидор вел себя ровно противоположно тому, что он обещал Василию II. В противовес даже большинству византийцев, он принял все католические догматы, сдав при этом все догматы православной церкви. Фактически, уния оставляла православным лишь право молиться по своему обряду и больше ничего. Исидор первый подписал эту унию и тут же был возведен благодарным папой в кардиналы.

В Москву Исидор вернулся в 1441 году уже не просто митрополитом, но еще и кардиналом Римской Церкви с титулом Святых Марцеллина и Пьетро, со званием легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши. Надо сказать, что на Руси его возвращение со всей этой унией восприняли довольно равнодушно и даже, можно сказать, сонно. На первой же литургии в Москве Исидор возносил имя папы Римского и было зачитано решение Флорентийского собора об унии. Реакция московской знати и высшего духовенства на объявление Исидором условий унии была неожиданной: «Вси князи умолчаша, и бояре и иные мнози, еще же паче и епископы русские, вси умолчаша и воздремаша и уснуша». Возникает вопрос — уж не был ли Исидор великим магом, околдовавшим все московское общество?
Как оказалось, не спал только Великий князь Василий II Васильевич. Ккнязь Василий сам прекрасно умел привлекать (гипнотизировать) на свою сторону людей и пользоваться «мягкой силой». Так, когда он в первый раз был свергнут с московского престола в 1433 году, то переехал в Коломну и через небольшое время «сей город сделался истинной столицей великого княжения и многолюдной и шумной» (по словам Н. М. Карамзина). Соперник Василия, оставшись в Москве без подданных, вынужден был покинуть ее, и Василий спокойно вернулся на свой трон.

Через три дня на глазах удивленной Москвы Исидора взяли под стражу по указу великого князя и заключили в Чудов монастырь. Он был осуждён на соборе русского духовенства. Из тюрьмы он через некоторое время бежал, не без ведома Великого князя, который не хотел скандала ни с Римом, ни с Константинополем. По настоянию Василия II в Москве в 1448 году была провозглашена автокефалия Московской митрополии – таким образом русская церковь стала независимой от Константинополя. Этим закончилось столкновение этих двух, можно сказать, магов.
Умер князь в 1462 году в возрасте 47 лет от туберкулеза и был похоронен в Архангельском соборе Кремля. Но через некоторое время его призрак начал являться москвичам. По их рассказам он любит понаблюдать за москвичами и показать им себя. Появляется он обычно перед какими-нибудь изменениями в отношениях церкви и государства. Обычно это бывает в Кремле. Очевидцы рассказывают, что фигуру его видно очень плохо, она серого цвета, почти прозрачная. Голова его задрана вверх, как обычно у слепых, и он надсадно кашляет. Есть легенда, что он являлся Петру Первому, отменившему патриаршество и введшему синод, и грозил ему.