История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Михайлович Васнецов — мастер исторической живописи, искусствовед.
Стал увлекаться историей Москвы, так как жил на Остоженке, неподалеку от Кремля, и потому гулял внутри и вне кремлевских стен.
Картины из истории Москвы – синтез научных исследований и художественной фантазии А.М. Васнецова. Подход художника к историческому пейзажу не отличался от обычной реставрационно-реконструкционной практики начала XX века, когда при отсутствии точных данных о внешнем виде какого-либо фрагмента его восстанавливали не в достоверных, а в «правдоподобных» формах, пользуясь известными аналогиями.
Васнецов пишет о том, что наряду с фактической точностью в его работе над темой древней Москвы было необходимо домысливание, основанное столько же на методе индукции, сколько и на интуитивных стимулах: «Для художника, воссоздающего жизнь прошлого, важно помимо сухого исторического материала нечто другое, что дает ему возможность “проникать” в это прошлое. Это способность чисто творческая, где воображение и представление руководят работой художника в несравненно большей степени, чем какой бы то ни было сухой материал…»
Художник своей работой оживляет мертвый материал. Он заставляет зрителя переноситься в давно прошедшее, заставляет его жить на сказочных улицах и площадях исчезнувшего города. Поскольку исторический материал дает художественному произведению достоверность, постольку же способность воображения художника предугадывает или подсказывает то в сухом историческом материале, что носит в себе следы “несомненности”».
Конечно, нельзя сказать: “Так точно и было!”.
Однако вполне можно сказать: “Так могло быть!” – или, даже более утвердительно: “Так, наверное, так и было!”