Первые Московские князья

Время прочтения: 7 минут(ы)

Наверное, в жизни любого города есть свои мистические, то есть выходящие за рамки чисто научного материалистического кругозора, тайны. Но если говорить о городе, который поначалу был малозначительной деревенькой, о которой никто не упоминал ни в каких записях до 1147 года, когда это место посетил по своим политическим делам киевский великий князь Юрий Долгорукий. Да и после о ней не особенно помнили до 1263 года, когда Московским князем стал двухлетний самый младший сын Александра Невского Даниил. Первые Московские князья истории и легенды Москвы.

Город, который менее чем через сто лет после этого стал столицей огромной страны и является ею до сих пор, то здесь просто необходимо разглядеть те подспудные таинственные процессы и события, на которых, по сути, это все и держится.

Даниил Александрович — Первый князь Московский

князя Московского Даниила

Князь Даниил Александрович

В 1262 году монгольский хан Ногай, один из чингисидов, идет походом на Константинополь, свергает с трона последнего императора Латинской Империи Балдуина V, а Михаила Палеолога возводит на Константинопольский престол. Затем он возвращается в Орду и там празднует свою свадьбу с дочерью императора Византии. На торжествах по этому поводу присутствуют: Александр Невский, митрополит всея Руси Кирилл, магистры Тевтонского и Ливонского Духовно-Рыцарских Орденов и Магистр Ордена Тамплиеров. После Ногаевой свадьбы, все ее гости отправляются во Владимир на крестины только что родившегося четвертого сына Александра Невского – Даниила – будущего князя Даниила Московского.

После смерти Великого князя Александра Невского осталось четыре сына, младшему из них – Даниилу исполнилось только 2 года, но он унаследовал сельцо, которое до этого никто не называл даже удельным княжеством – Москву. Так появилось московское княжество, которое первый князь московский Даниил Александрович начал постепенно обустраивать и расширять. Естественно, что первые десять лет городком управлял дядя Даниила Великий Князь Владимирский Ярослав Ярославич. После смерти дяди Даниил в возрасте 9 лет начал править сам. В первый же год своего правления он строит церковь Спаса на Бору на Боровицком холме.

Собор Спаса на Бору в Кремле

Собор Спаса на Бору в Кремле

Будучи младшим сыном Александра Невского, Даниил прекрасно понимал, что великокняжеский престол, на который претендовали его старшие братья Дмитрий и Андрей, ему, что называется, не светит. Поэтому молодой князь сосредоточился на укреплении маленького московского княжества и на привлечении в него людей – мастеровых, купцов, бояр и дружинников, а так же монахов и священников. Удивительно, но этот совсем юный князь всячески старался оградить Москву от междоусобных распрей и от чрезмерного давления Орды. Москва постепенно начала расти и укрепляться.

Конечно, князь Даниил не мог избежать участия в споре двух старших братьев Дмитрия и Андрея в их споре за Владимирский великокняжеский престол, но он при этом делал все, чтобы происходило это с наименьшим кровопролитием. Поначалу он выступил совместно с князем Андреем Александровичем (Городецким) против князя Дмитрия Александровича. Войска сошлись, но, во многом благодаря дипломатии Даниила, сражения так и не произошло – братья договорились и разошлись по своим вотчинам.

Князь Андрей Александрович в Орде

Князь Андрей Александрович в Орде

Вернувшийся после этого в Москву 19-летний Даниил начал строить Данилов монастырь в честь святого Даниила Столпника – самого его тоже назвали в честь этого святого. Примечательно, что этот монастырь стал последним монастырем, закрытым в 1930-х Советской властью, и первым открытым монастырем в 1980-х. Сейчас в нем расположена резиденция Московского Патриарха.

Данилов монастырь в Москве

Данилов монастырь в Москве

Князь Даниил совершенно выбивался из ряда своих воинственных собратьев, которые, не считаясь с бедами и проблемами своих подопечных, страдавших от ордынской зависимости. В манере русских князей того времени было вполне обыденным плести интриги у ханского престола, а зачастую приводить войска Орды на Русь для выяснения отношений со своими соперниками. Даниил никогда к этому не прибегал, да и вообще в Орду не ездил. Когда его брат князь Андрей Городецкий привел на Русь ордынскую Дюденеву рать, то Даниил Александрович сам вышел из ворот Кремля, чтобы мирно встретить ордынское воинство, чем спас Москву от очередного уничтожения.

Впрочем, князь Даниил не забывал и о задаче увеличения своего княжества – так он хитростью (т.е. бескровно) пленил предавшего его рязанского князя, но затем отпустил его, взявши с него слово, а заодно присоединил к Москве Коломну. Мог бы ведь и все Рязанское княжество присоединить, но… Даниил понимал, что если слишком торопиться с расширением земель, то можно навлечь на себя нежелательное внимание со стороны более сильных князей-хищников и потерять все.

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало то, что князь Даниил был приглашен княжить в Великом Новгороде в 1296 году. Однако он отказался, поскольку взял на себя обязательства по защите Переславль Залесского княжества, союзником которого он был. Эту миссию он исполнил – опять же без крови предотвратив междоусобные сражения. Плоды этого поступка пришли через несколько лет — после смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского в 1302 году Даниил, по завещанию, присоединил к Московскому княжеству Переславль. Кстати, он же отказался переехать из Москвы в Переславль, который в то время был намного значительнее Москвы.Карта Москвы 1301-1302гг

Вообще, в действиях князя Даниила все время сквозила некая предначертанность. Создается впечатление, что он выполнял некое задание – вывести Москву в ряд первых русских городов, чтобы затем она превратилась в столицу Всея Руси. А то, какими средствами он эту задачу выполнял, заставляет задуматься, что вряд ли он был просто князем, воином, готовым биться направо и налево, и с теми, и с этими. Нет это был воин-миротворец, воин-политик, действовавший как маг. Может быть недаром на его крестинах присутствовал магистр тамплиеров, вместе с другими магистрами. Москва задумывалась как одно из главных комтурств ордена. И, действительно, буквально сразу после смерти Даниила, произошло крушение ордена в Европе, а сыновья князя вдруг получили невероятную поддержку человеческими ресурсами и капиталами.

Москва в начале 14 века

Москва в начале 14 века

Территория Московского княжества к концу правления Даниила увеличилась более чем вдвое. Помимо территории, сюда переехали многие именитые боярские и купеческие семьи. Например, приехали бояре Бяконты – из этого семейства выйдет потом митрополит Алексий Московский. Но еще до этого в 1296 году князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве — Богоявленский, а в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Перед смертью в 1303 году князь Даниил постригся в монахи (принял великую схиму) и был похоронен в Даниловом монастыре. Ему было 42 года, из которых 40 лет он был московским князем.Икона

После смерти Даниила прошло 200 лет, когда он неожиданным образом напомнил о себе своему прямому потомку в седьмом колене – Великому Князю Московскому, Государю всея Руси Ивану III (1462–1505). Тогда одному юноше, из свиты Великого князя Иоанна, явился какой-то незнакомый человек, который сообщил о том, что он христианин и господин этому месту, имя его Великий князь Даниил Московский. И просил передать князю Иоанну: «Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». Иоанн III нисколько в этом не усомнился и приказал совершать соборные панихиды и божественные службы в честь своих предков – Великого князя Даниила и всех сродников.

Явление князя Даниила Шуйскому

Явление князя Даниила Шуйскому

Второе явление святого князя Даниила случилось при сыне Иоанна III, Великом князе Василии. Тогда, проезжая в свите мимо церкви святого Даниила, князь Шуйский захотел сесть на своего коня с одного из могильных камней. Но, вдруг, ему явился незнакомец, который сообщил: “Не дерзай с камня сего садиться на коня своего. Знай, что здесь лежит Великий князь Даниил”. На что Шуйский произнес: “Мало ли лежит здесь князей”. После этой дерзости конь вздыбился, упал на землю, придавил Шуйского и издох, а сам князь только чудом остался жить. Шуйский раскаялся о своих словах и повелел петь молебен о своем прегрешении. После панихиды по Великому князю Даниилу, князь получил здравие и потом всю жизнь почитал князя Даниила, как святого.

Третье напоминание о святом Данииле Московском было при Иоанне Грозном, который был его потомком в девятом колене. Один купец, вместе с больным сыном, на лодке плыли в Москву и проплывали как раз мимо Даниловской церкви. Сын уже был при смерти, тогда купец отнес его на могилу святого Даниила и положил на надгробный камень, а «сам же с великою верою и со многими слезами» молился Богу, призывая в помощь святого угодника князя Даниила. Внезапно сын, как от сна проснувшись, открыл глаза и встал совершенно здоровым.

Святые мощи святого князя Даниила находились в земле 350 лет, с 1303 по 1652 год и он сам охранял место почивания своих мощей, не единожды являясь людям и указывая это место. Эти явления, и многочисленные их подтверждения, побудили царя Иоанна Грозного отдать указ о восстановлении в 1547-1560 годах Данилова монастыря на ее прежнем месте.Первые Московские князья

А 30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, со священным собором во главе с Патриархом Никоном, прибыли в Даниловский монастырь для раскрытия могилы святого. Когда тело подняли, все увидели, что оно сохранилось целым и неповрежденным, а среди людей произошло немало исцелений. Тогда же князь Даниил был прославлен в лике святых.

Святому князю Даниилу Московскому молятся о защите родной державы. В жизни, будучи миролюбивым, он помогает в защите от всяких ссор, от нападений. Московский Данилов монастырь хранит многочисленные свидетельства о помощи святого князя Даниила в исцелении от многих болезней, в том числе и от онкологических, о рождении ребенка, о помощи в поиске работы, при несправедливых обвинениях, о решении жилищных проблем.

Иван Калита и митрополит Петр

Иван Данилович по прозвищу Калита (кошелек) прославился тем, что твердой рукой и с помощью тугого кошелька продолжил дело собирания русских земель вокруг Москвы. В отличие от своего отца, Даниила Александровича, это был воин-купец, который не только хорошо знал, что и зачем, но что и почем. Одна из главных черт характера Ивана — гибкость в отношениях с людьми и настойчивость. Он часто ездил к хану в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбек-хана. В то время как другие русские земли страдали от ордынских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, их население и благосостояние неуклонно росли. В течение 40 мирных лет с 1328 по 1368 год в пределах Московского княжества не было никаких ордынских набегов или войн с другими противниками.Первые Московские князья

При этом он собирал с русских земель дань для Орды. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками — другими русскими князьями. Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» — «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях. Иван Калита купил (на самом деле, присоединил путём браков своих дочерей с тамошними князьями, «купля» в значении не «покупка», а «брачный договор») Углич, Галич Мерский и Белоозеро. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, вдоль рек Мста, Киржач и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми, распространяя таким образом свою власть. То есть это был настоящий правитель-самодержец. И не случайно, всего через 6 лет Московского княжения Иван I становится Великим князем Владимирским.

Князь Иван Калита раздает милостыню

Князь Иван Калита раздает милостыню

Надо сказать, что сыновья Даниила Московского буквально купались в деньгах с юности. И связано это было по всей видимости все с теми же тамплиерами. В 1307 году князь Юрий Данилович Московский находился в Новгороде и вместе с новгородским архиепископом и всеми людьми встретил заморских странников — пилигримов, прибывших на 18 судах. При этом стоит отметить, что, согласно орденским летописцам, тамплиеры, увезшие орденскую казну из Франции в том же 1307 году, за несколько дней до начала королевских репрессий, так же отплыли на 18 судах. Далее летописцы сообщают, что калики привезли «несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные», чем поклонились князю Юрью, владыке и всем людям; затем мореходные странники пожаловались встречавшим на «всю неправду князя галлов и папы».

Князь Юрий Данилович Московский

Князь Юрий Данилович Московский

Так что финансовый задел у братьев Даниловичей, вернее, у старшего – Юрия, унаследовавшего к тому времени Московское княжество, был очень неплохой. Однако князя Юрия деньги и погубили. Произошло вот что. В 1321 году князь Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича, как Великого князя Владимирского, и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек-хана, и он передал ярлык на великое княжение князю Дмитрию Тверскому. При попытке вернуть ярлык Юрий был зарублен Дмитрием в Сарай-Берке в 1325 году. После этого на Московский престол взошел Иван Данилович Калита, естественно унаследовавший все богатства погибшего брата.

Князь Дмитрий Тверской убивает князя Юрия Даниловича в Орде

Князь Дмитрий Тверской убивает князя Юрия Даниловича в Орде

Из летописей так же известно, что с 1305 по 1314 гг. включительно произошел массовый приезд в Москву служилых людей – титулованной и не титулованной военной знати. Эти рыцари – «на коне в доспехе полном» приезжали с трех направлений: из Орды, из Литвы и «от немец». Поэтому братья Даниловичи кроме денег получили еще и немалые людские ресурсы. Естественно, что необходимо помнить и о ресурсах – духовных, людских и материальных, оставленных им отцом князем Даниилом Александровичем. Все это безусловно создало хорошую основу для их наступательной деятельности, итоги которой по состоянию на 30 марта 1341 г. – время смерти Иоанна Калиты составили 96 городов и укрепленных поселений, не считая сел и деревень. И кроме того, великокняжеский Владимирский престол, фактически, стал наследственным для Московских князей, а через 50 лет после смерти Ивана Калиты статус Великого престола получило уже само Московское княжество.

Князь Иван Данилович Калита

Князь Иван Данилович Калита

Но был еще один аспект московской политики, который умело разыграл Иван Данилович и без которого столь быстрое возвеличивание Москвы либо вообще не состоялось, либо стало возможным с большим трудом и временем – резиденция Митрополита Киевского и Всея Руси Петра.

Митрополит Петр

Митрополит Петр

Кто такой был св. Петр — родился он на Волыни во второй половине XIII в. Еще до рождения сына в сонном видении его матери Евпраксии открылась «благодатная предызбранность ее сына». Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста его и озарились мысли светом. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь! К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Будущий святитель внимательно изучал Священное Писание, а так же обучился иконописанию. Свои иконы инок Петр раздавал братии и посещавшим монастырь христианам.

Икона жития митрополита Петра

Икона жития митрополита Петра

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Однажды обитель посетил митрополит Всея Руси Максим. Игумен Петр принес ему в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим молился до конца своей жизни.

В 1305 году великий князь Киевский Юрий Львович отправил Петра в Константинополь для посвящения в митрополиты Киевские и Всея Руси. В то же время великий князь Владимирский Михаил Ярославич Тверской, направил к патриарху своего кандидата игумена Геронтия. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». И когда святитель Афанасий Константинопольский возвел Петра на Русскую митрополию, он передал ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.

Митрополит Петр - икона

Митрополит Петр — икона

В 1313 г., когда ханом Орды сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, митрополит Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти Юрия Московского тверской князь получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, митрополит Петр принял сторону последнего. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Причем сделал он это не по каким-то материальным причинам, а потому что сам предсказал в будущем освобождение от татарского ига и возвышение Москвы как центра всей Руси.

По желанию и совету митрополита Петра Иоанн Данилович заложил в 1326 г. в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы – Успенский Собор. «Если ты», — сказал святитель великому князю, — «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших.»

Успенский собор в Москве

Успенский собор в Москве

Митрополит Петр собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу и его тело было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

Множество чудес совершилось по его молитвам. Многие исцеления совершались. Уже на Владимирском Соборе в 1327 году многие заговорили о канонизации владыки Петра. В 1339 году прославление совершилось. Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора.

Митрополит Петр-икона

Митрополит Петр-икона

Еще один примечательный произошел с супругой Иоанна Грозного царицей Анастасией. Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Митрополичий посох митрополита Петра

Митрополичий посох митрополита Петра

Когда в 1812 году французы вошли в Москву, они вскрыли гробницу митрополита Петра, и других московских святителей – после этого в Москве начался пожар, изгнавший и истощивший армию захватчиков.

Читайте также: Яков Брюс и Астрологическая Карта Москвы

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ..